|
Основные работы П.Н. Савицко-го ¾ «Географические особенности России. Часть 1 -я. Растительность и почва» (1927), «Россия — особый географический мир» (1927) и др. САРТОРИ Джованни (1924) ¾ итальянский политолог. Начиная с 60-х гг. приобрел прочную репутацию одного из крупнейших специалистов по теоретическим проблемам политологии, и, в частности, по теории демократии. Сартори ¾ автор ряда сравнительных исследований политических систем Италии и других стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853¾1900) ¾ религиозный философ. Наиболее полно
политико-правовые взгляды Соловьева сформулированы в «Оправдание добра (1897) и «Право и нравственность» (1897). Своей концепцией «все-единства», Соловьев отстаивал неразрывную связь права и государства с религиозно-нравственными ценностями, с Духом Христовым. Он видел в государстве и праве необходимые средство и форму для осуществления «абсолютной идеи», что не позволяло сводить право к торжеству чьих бы то ни было интересов, а государство ¾ к грубому насилию. Таким образом, в религиозно-нравственной систе-ме Соловьева не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того чтобы быть деятельно нравственным, государство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией. К.Н. Леонтьев назвал
Соловьева «самым блестящим, глубоким и ясным философом-писателем в современной Европе». СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772¾1839) ¾
граф, политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и
общественный деятель. Оценивая деятельность
М.М. Сперанского как идеолога реформ и политического деятеля, В.В. Леонтович
пишет: «Сперанский вообще мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим
обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на
практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными.
Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма,
которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах»
(Леонтович В.В. История либерализма в России (1762¾1914). М., 1995. С.94). Проанализировав русскую историю, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его «План государственного преобразования...» предусматривал установление в России «истинной
832 ИМЕННОЙ
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК монархии», основанной на прочных «коренных» или «непременных» законах. «Истинная монархия» в понимании Сперанского — это не только цель, но и средство государственных преобразований. Считая государственный строй России деспотическим, Сперанский призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ и предлагал разнообразные конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение властей: исполнительная ¾ у Совета министров, законодательная — у Государственной думы сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть — тоже сверху донизу — должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом. Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917 г., и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии. Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто |
Реклама: |