|
Но хотя полностью активистская политическая культура скорее всего является лишь утопическим идеалом, должны быть и другие, более значимые причины того, почему в наиболее процветающих демократиях существует сложно переплетенная, смешанная гражданская культура. Такая культура, которая иногда включает в себя явно несовместимые политические ориентации, кажется наиболее соответствующей потребностям демократических политических систем, поскольку они также представляют собой переплетение противоречий. [...]
Поддержание должного равновесия между правительственной властью и
правительственной ответственностью (responsiveness) — одна из наиболее важных и сложных задач
демократии. Если нет какой-то формы контроля за правительственными элитами со
стороны неэлит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической.
С другой стороны, неэлиты не способны сами управлять. Чтобы политическая
система была эффективной, чтобы она была в состоянии разрабатывать и проводить
какую-то политику, приспосабливаться к новой ситуации, отвечать на внутренние и
внешние вопросы, должен быть механизм, с помощью которого правительственные
чиновники наделялись бы полномочиями, позволяющими им принимать властные
решения. Напряженность, создаваемая необходимостью решения противоречащих друг
другу задач, вытекающих из правительственной власти и правительственной
ответственности, становится наиболее явной в периоды кризисов. [...] Как же должна строиться система управления, чтобы поддерживался необходимый баланс между властью и ответственностью? Э.Э. Шаттшнейдер сформулировал этот вопрос следующим образом: «Проблема заключается не в том, как 180 миллионов Аристотелей Глава 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗМ 569 могут управляться с демократией, а в том, как организовать
сообщество, состоящее из
180 миллионов обычных людей, таким образом, чтобы оно осталось
чувствительным к их нуждам. Это проблема лидерства, организации,
альтернатив и систем ответственности и доверия». Пытаясь решить
данную проблему, политологи обычно говорят на языке структуры электорального
конфликта. Электоральная система, сконструированная таким образом, чтобы
наделять властью определенную элиту на ограниченный промежуток времени, может
обеспечить баланс между властью и ответственностью: элиты получают власть,
однако эта власть ограничена самой периодичностью выбора — заботой о будущих выборах в промежуток между ними и целым
набором других формальных и неформальных систем контроля. Ведь чтобы система
такого рода могла работать, необходимо существование не одной, а большого числа
партий (или по крайней мере нескольких конкурирующих элитарных групп,
потенциально способных получить власть), в противном случае спор между элитами
потеряет всякий смысл; в то же время необходим какой-то механизм, позволяющий
элитарной группе эффективно осуществлять власть. Это может быть наделение всей
полнотой власти победившей на выборах партии в двухпартийной системе или
образование группой партий работоспособной коалиции. [...] Противоречие между правительственной властью и ответственностью имеет свою параллель в противоречивых требованиях, которые предъявляются гражданам в демократических странах. Чтобы элиты могли быть ответственными перед обычным гражданином, от него требуется ряд вещей: он должен уметь выразить свое мнение так, чтобы элиты поняли, чего он хочет; гражданин должен быть вовлечен в политику таким образом, чтобы знать и беспокоиться о том, ответственны ли элиты перед ним или нет; он должен быть достаточно влиятельным, чтобы навязывать элитам ответственное поведение. Иными словами, ответственность элит предполагает, что обычный гражданин действует в соответствии с рационально-активистской моделью. Однако для достижения другой составляющей демократии — власти элит — необходимо, чтобы обычный гражданин имел совершенно иные позиции и вел себя соответственно им. Чтобы элиты были сильными и принимали властные решения, следует ограничивать участие, активность и влияние обычного гражданина. Он должен передать власть элитам и позволить им управлять. Потребность во власти элит предполагает, что обычный гражданин будет относительно пассивен, выключен из политики и почтителен по отношению к правящим элитам. Таким образом, |
Реклама: |