|
Исследования в области
политического поведения поставили, однако, под сомнение адекватность
рационально-активистской модели. Они продемонстрировали, что граждане
демократических стран редко живут в соответствии с этой моделью. Их нельзя
назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни
особо активными; а процесс принятия электоральных решений является чем угодно,
только не процессом рационального расчета. Не отражает данная модель и ту
гражданскую культуру, которая была выявлена нами в Великобритании и США. [...] Гражданская культура — это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, не Глава 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗМ 567 политические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного. Конечно, рационально-активистская модель отнюдь не предполагает, что ориентации участника заменяют собой ориентации подданного и прихожанина, однако, поскольку наличие двух последних типов ориентации четко не оговаривается, получается, что они не имеют отношения к демократической политической культуре. На самом же деле эти два типа ориентации не только сохраняются, но и составляют важную часть гражданской культуры. Во-первых, ориентации прихожанина и подданного меняют интенсивность политической включенности и активности индивида. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть. Сохранение других ориентации ограничивает степень его включенности в политическую деятельность и удерживает политику в надлежащих рамках. Более того, ориентации прихожанина и подданного не просто сосуществуют с ориентациями участника, они пронизывают и видоизменяют их. Так, например, первичные связи важны в становлении типов гражданского влияния. Кроме того, взаимопроникающие структуры общественных и межличностных связей имеют тенденцию воздействовать и на характер политических ориентации — делать их менее острыми и разделяющими. Будучи пронизаны первичными групповыми, а также общесоциальными и межличностными ориентациями, политические ориентации отнюдь не являются лишь производными от четко выраженных принципов и рационального расчета. Каковы же причины несоответствия
между идеалами рационально-активистской модели и типами политических связей,
фактически существующими даже в наиболее стабильных и преуспевающих демократиях?
Одно из возможных объяснений, которое наиболее часто встречается в литературе
по гражданскому воспитанию, заключается в том, что это несоответствие является
свидетельством плохого функционирования демократии. В той мере, в какой люди
не живут соответственно идеалу активного гражданина, демократия не состоялась. [...] Если верить, что реалии политической жизни должны формироваться в соответствии с какими-то политическими теориями, таким объяснением можно удовлетвориться. Но если придерживаться точки зрения, что политические теории должны возникать из реалий политической жизни — в чем-то более простая и, возможно, более полезная задача, — тогда такое объяснение причин разрыва между рационально-активистской моделью и демократическими реалиями оказывается 568 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА менее приемлемым. Приверженцы указанной точки зрения
могут объяснить имеющийся разрыв тем, что планка поднята слишком высоко. Если
принять во внимание сложность политических вопросов, наличие других проблем,
отнимающих время индивида, и труднодоступность информации, необходимой для
принятия рациональных политических решений, то станет абсолютно очевидным,
почему обычный человек не является идеальным гражданином. В свете
неполитических интересов индивида может оказаться, что для него совершенно
нерационально вкладывать в политическую деятельность то время и те усилия,
которые нужны, чтобы жить в соответствии с рационально-активистской моделью.
Возможно, это просто того не стоит — быть настолько уж хорошим гражданином. [...] |
Реклама: |