|
570 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА от гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть активным, но в. то же время пассивным, включенным в процесс, однако не слишком сильно, влиятельным и при этом почтительным к власти. [...] Из имеющихся у нас данных следует, что есть два основных направления, по которым гражданская культура поддерживает выполнение ее субъектом как активно-влиятельной, так и более пассивной роли: с одной стороны, в обществе происходит распределение индивидов, преследующих одну из двух конфликтующих гражданских целей; с другой — определенная непоследовательность в позициях индивида позволяет ему одновременно преследовать эти, казалось бы, несовместимые цели. Давайте сначала рассмотрим вопрос о непоследовательности индивида. Как показывает наше
исследование, существует разрыв между ре-альным политическим
поведением опрошенных, с одной стороны, и их
восприятием своей способности и обязанности действовать — с другой.
Респонденты из Великобритании и США продемонстрировали высокую вероятность
того, что мы назвали субъективной политической компетентностью. [...] Немалая часть опрошенных считает
себя способной влиять на решения местных властей, и весомая, хотя и не столь
значительная, часть аналогичным образом оценивает свои возможности по отношению
к центральному правительству. Тем не менее эта высокая оценка собственной
компетентности как гражданина, способного оказывать влияние, абсолютно не
подкреплена активным политическим поведением. [...] Существует аналогичный разрыв
между чувством обязательности участия в политической жизни и реальным участием.
Число опрошенных, заявивших, что обычный человек обязан принимать участие в
делах своей местной общины, значительно превышает число тех, кто на деле в них
участвует; и опять-таки эта тенденция наиболее четко проявляется в США и
Великобритании. Как сформулировал это один из опрошенных: «Я говорю о том, что
человек должен делать, а не о том, как поступаю я сам». И есть доказательства,
что такая позиция не столь уж редка. Несомненно и то, что осознание
обязательности хоть какого-то участия в делах собственной общины распространено
шире, чем ощущение важности такой деятельности. Процент опрошенных, заявивших,
что у человека есть такая обязанность, во всех странах значительно превышает
процент тех, кто, отвечая на вопрос о своих занятиях в свободное время, указал
на участие в делах общины. Так, 51 % Глава 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗМ 571 опрошенных американцев сообщили, что, по их мнению, обычный человек должен принимать то или иное активное участие в жизни своей общины. Но когда был задан вопрос о том, как они проводят свободное время, лишь около 10% респондентов назвали подобную деятельность. [...] Все это заставляет предположить, что, хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения. Эти два разрыва — между высокой оценкой своей
потенциальной влиятельности и более низким уровнем реального влияния, между степенью
распространения словесного признания обязательности участия и реальной
значимостью и объемом участия —
помогают понять, каким образом демократическая политическая культура
способствует поддержанию баланса между властью правительственной элиты и ее
ответственностью (или его дополнения —
баланса между активностью и влиятельностью неэлитных групп и их пассивностью и
невлиятельностью). Сравнительная редкость политического участия, относительная
неважность такого участия для индивида и объективная слабость обычного
человека позволяют правительственным элитам действовать. Бездеятельность
обычного человека и его неспособность влиять на решения помогают обеспечить
правительственные элиты властью, необходимой им для принятия решений. Однако
все это гарантирует успешное решение лишь одной из двух противоречащих друг
другу задач демократии. Власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль
гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность
элит, поддерживается благодаря его глубокой приверженности нормам активного
гражданства, равно как и его убежденностью, что он может быть влиятельным
гражданином. [...] |
Реклама: |