|
Бюрократ также легко
верит в то, что он знает потребности масс лучше, чем они сами. [...] Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 551 Печатается по: Михельс Р. Социология политической партии в условиях
демократии //Диалог. 1990. № 5, 9; 1991. № 4. С.Л. ФРАНК По ту
сторону «правого» и «левого» [...] Мы привыкли употреблять слова «правый» и «левый» как понятия, которые, во-первых, имеют всем известный, точно определенный смысл и, во-вторых, в своей совокупности исчерпывают всю полноту возможных политических направлений и потому имеют всеобъемлющее значение каких-то вечных «категорий» политической мысли. Мы забываем, что эти понятия имеют лишь исторически обусловленный смысл, определенный своеобразием эпохи, в которой они возникли и действовали (или действуют), и что им рано или поздно суждено, как всем историческим течениям, исчезнуть, потерять актуальный смысл, смениться новыми группировками. И мы, отдаваясь рутине мысли, не замечаем, что в современной политической действительности есть очень существенные тенденции, которые уже не укладываются в эти старые, привычные рубрики. Что разумеется, в конце
концов, под этими понятиями «правого» и «левого»? Конечно, можно брать их в
совершенно формальном и общем смысле, в котором они действительно становятся
некоторыми вечными, имманентными категориями общественно-исторической жизни. А
именно, можно разуметь под ними «консерватизм» и«реформаторство» в
общесоциологическом смысле
— с одной стороны, склонность охранять, беречь уже существующее, старое,
привычное и, с другой стороны, противоположное стремление к новизне, к общественным
преобразованиям, к преодолению старого новым. Но прежде всего
при этом понимании логично было бы не двучленное, а трехчленное деление. Наряду
со «староверами» и «реформаторами» должны найти себе место и те, кто сочетает
обе тенденции, кто стремится к обновлению именно через его реформу, через
приспособление его к новым условиям и потребностям жизни. Такое не «правое» и
не «левое», а как бы «центральное» направление совсем не есть, как часто у нас
склонны думать, какое-то эклектическое сочетание обоих первых направлений; оно
качественно отличается от них тем, что, в противоположность им, его пафос есть
идея полноты, примирения. Практически 552
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ крайне важно, что различие в этом смысле между
«правым» и «левым» менее существенно, чем различие между умеренностью и
радикализмом (все равно —
«правым» или «левым»). Сохранение наперекор жизни, во что бы то ни стало
старого и стремление во что бы то ни стало переделать все заново сходны в том,
что оба не считаются с органической непрерывностью развития, присущей всякой
жизни, и потому вынуждены и хотят действовать принуждением, насильственно — все равно
насильственной ли ломкой или насильственным «замораживанием». И всяческому
такому, «правому» или «левому», радикализму противостоит политическое
умонастроение, которое знает, что насилие и принуждение может быть в политике
только подсобным средством, но не может заменить собою естественного,
органического, почвенного бытия. Но главное в нашей связи — то, что понятия «правого» и «левого»,
употребляемые в этом чисто формально-общем, универсально-социологическом
смысле, очевидно, не имеют ничего общего с политическим содержанием,
которое обычно вкладывается в эти понятия, и лишь в силу случайной
исторической обстановки могли психологически ассоциироваться с ними. Мы
привыкли, в силу еще недавно господствовавших политических порядков, что «правые»
находятся у власти и охраняют существующий порядок, а «левые» стремятся к
перевороту, к установлению нового, еще не существующего порядка. Но когда этот
переворот уже совершился, когда господство принадлежит «левым», то роли, очевидно,
меняются: «левые» становятся охранителями существующего — а при длительности
установившегося порядка даже приверженцами — «строго» и «традиционного», тогда как «правые» при этих
условиях вынуждены взять на себя роль реформаторов и даже революционеров. Если
мы будем спутывать общесоциологические понятия «охранителей» и «реформаторов»
(или еще общее: «довольных» и «недовольных») с политическими понятиями
«правых» и «левых», то мы должны будем в республиканско-демократическом строе
назвать республиканцев и демократов «правыми», а монархистов — «левыми» или всех
противников советского строя назвать «левыми», а самих. коммунистов — «правыми», т.е. дойти
до совершенной нелепицы и полной путаницы понятий. |
Реклама: |