|
XIX [...] Ортодоксальная доктрина парламентского управления, предполагающая наличие в палате «двух крупных партий», а при режиме английского типа также естественно однородного и солидарного министерства, коллективно ответственного перед палатой, отжила свое время. «Двух крупных партий» больше не существует; почти во всех парламентских странах палата состоит теперь из более или менее многочисленных меняющихся групп, которые не поддаются никакой постоянной классификации. Искаженный в своем принципе режим с Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ 535 фатальной логичностью вызывает все эти несчастья,
которые сделались самой сущностью парламентской жизни; будучи разделенной, палата
может иметь лишь неустойчивое большинство и правительство, которое постоянно
борется за свою жизнь; чтобы продержаться, министерство вынуждено лавировать,
заключая соглашения направо и налево; нуждаясь в депутатах, оно принуждено их
вербовать путем бесконечных уступок, которые давали бы возможность
представителям поддерживать их избирательную клиентуру; вмешательство депутатов
и фаворитизм делаются правилом в администрации; непрочное положение министров
поощряет интриги и коалиции, направленные против них; так как настоящим
объектом парламентских дебатов является поражение или поддержка министерства,
то вопросы рассматриваются не по существу, но лишь в зависимости от требований
момента; едва создающиеся коалиции разрушаются и влекут за собой частые
министерские кризисы; появляясь в результате коалиций, министерства объединяют
в себе разнородные и прямо противоположные элементы, солидарность которых
сводится к желанию возможно дольше остаться вместе у власти, и, сколько бы ни
происходило перемен, все остается в том же положении. [...] Вместо того чтобы
цепляться за подотчетные формы, не лучше ли откровенно признать новое положение
и постараться приспособить парламентский режим к этому положению? Для этого
нужно лишь распространить на парламентскую жизнь принцип, который господствует
над новыми социальными отношениями, каковым является принцип, заменивший союзом
единство. Метод свободных союзов делается необходимым в палате так же, как и
вне ее. Парламентские отношения не могут быть ничем иным, как отображением
отношений, существующих вне парламентской залы. Так как парламент объединяет
теперь представителей различных многочисленных стремлений, то его деятельность
должна заключаться в сделках, решаемых большинством, состав которого может
измениться от одного вопроса к другому, но которое в каждом отдельном случае
правдиво отображает взгляды и чувства настоящего, единственного большинства,
могущего создаться на почве данного вопроса. [...] [...] Теперь, при многочисленности перекрещивающихся проблем, создание преемственности может проявиться лишь в пределах одной какой-либо большой проблемы или нескольких проблем, тесно связанных между собой естественным сродством. Не будет никакой несогласованности, если, например, большинство, создавшееся в палате на 536 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ почве антиклерикальной политики, не проявит того же единодушия при
установлении подоходного налога, и если большинство, которое могло бы
объединить эта реформа, состояло бы как из сторонников, так и из противников
антиклерикальной политики. И почему же этот вопрос должен был бы привести
антиклерикальное большинство к изменению своего постоянного отношения к
клерикальному вопросу?
[...] [...] Первая функция парламента, являющаяся смыслом его существования, заключается в контроле исполнительной власти; как может он ее выполнять, если министры скрыты от его взглядов? Так как область национальных интересов, доверенная законодательной и исполнительной власти, является единой и нераздельной, то становится необходимым объединение этих двух властей; но как могут они объединиться, когда их разъединяют друг от друга? |
Реклама: |