|
IX [...] Связанная с партией, постоянная организация из средства превращается в цель, которой в конечном счете подчиняется все: принципы, личные убеждения, веления общественной и даже частной морали. Чем более совершенна организация, тем более она деморализует партию Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ,ОБ1ЦЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 533 и принижает общественную жизнь. Но с другой стороны, чтобы поддержать себя, партии все более и более нуждаются в сильной организации, которая одна может замаскировать пустоту той условности, на которую они опираются. Таким образом создается порочный круг. Как из него выйти? Не следует ли отказаться от организации партий? Ни в коем случае. X Возрастающая сложность
социальной жизни сделала больше чем когда бы то ни было необходимым объединение
индивидуальных усилий. Развитие политической жизни, призывая каждого
гражданина к участию в управлении, заставляет его, для выполнения своего
гражданского долга, входить в соглашение со своими согражданами. Одним словом,
осуществление каждым своих собственных целей в обществе и в государстве
предполагает кооперацию, которая невозможна без организации. Группировки
граждан во имя политических целей, которые называют партиями, необходимы везде,
где граждане имеют право и обязаны выражать свои мнения и действовать; но
нужно, чтобы партия перестала быть орудием тирании и коррупции. [...] XI Не достаточно ли ясно теперь то разрешение, которого требует проблема партий? Не состоит ли оно в том, чтобы отказаться от практики косных партий, постоянных партий, имеющих своей конечной целью власть, и в том, чтобы восстановить и сохранить истинный характер партий как группировок граждан, специально организованных в целях осуществления определенных политических требований? Такое разрешение вопроса освободило бы партии от целей, имеющих лишь временное и случайное политическое значение, и восстановило бы ту их функцию, которая является постоянным смыслом их существования. Партия как универсальный предприниматель, занимающийся разрешением многих и разнообразных проблем,, настоящих и будущих, уступила бы место специальным организациям, ограничивающимся какими-либо частными объектами. Она перестала бы являться амальгамой групп и индивидуумов, объединенных мнимым согласием, и превратилась бы в ассоциацию, однородность которой была бы обеспечена ее единой целью. Партия, держащая своих членов как бы в тисках, поскольку они в нее вошли, уступила бы место группировкам, которые бы свободно организовывались и реорганизовывались в зависимости от изменяющихся
534
Раздел
IV.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ проблем жизни и вызываемых этим изменений в общественном мнении. Граждане, разойдясь по одному вопросу, шли бы вместе в другом вопросе. Изменение метода
политического действия, которое произошло бы на этой основе, коренным образом
обновило бы функционирование демократического управления. Применение нового
метода началось бы с выявления первопричины коррупции и тирании, порождаемых
нынешним партийным режимом. Временный характер группировок не допустил бы
больше содержания этих регулярных армий, с помощью которых завоевывают и
эксплуатируют власть. [...] XIII [...]
Ни в религиозной сфере, ни в обществе, ни в государстве единство больше
невозможно с тех пор, как началась эра свободы, когда идеи и интересы стремятся
укорениться во всем своем разнообразии. Различные социальные элементы не могут
поддерживаться в единстве иначе, как путем тирании, будь то тирания,
вооруженная мечом, или моральная тирания, которая началась с теократии и
продолжается в форме социальных условностей. [...] XIV [...]
Всюду, хотя и в различной степени, партии, основанные на традиционной базе,
потеряли способность выполнять двойную функцию, являющуюся смыслом их
существования: объединять различные оттенки общественного мнения, превращая их
в единое тело с единой душой, и уравновешивая одни другими, обеспечивать
регулярную игру политических сил. Вместо того чтобы обеспечить такие
результаты, система приводит лишь к расстройству и параличу политических сил,
если не к явной коррупции. [...] |
Реклама: |