|
Приемы, которыми была введена система постоянных партий, настолько же искусственная, как и иррациональная и устарелая в своем принципе, неизбежно должны были носить такой же характер. Так как проблемы, занимавшие общественное мнение, были многочисленны и разнообразны, было необходимо приспособлять проблемы к определенным группировкам людей, вместо того, чтобы группировать людей в соответствии с проблемами. Для этой цели противоречивые вопросы 528 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ были подняты на уровень системы, собраны в
универсальные программы и наложены друг на друга; их тасовали, как карты,
вынимая то те, то другие, и, в случае надобности, выкидывали те из них, которые
вызывали непреодолимые расхождения во взглядах. [...] Проникновение в партийную
систему современных форм народного голосования и свободной ассоциации далеко не
ослабило недостатков метода, а лишь их усилило. Прежде всего они замаскировали
реакционные тенденции этой системы. Партийная система, облеченная в формы
народного голосования и ассоциации, появилась в ослепительном блеске
демократических принципов. Во-вторых, распространение выборов и ассоциаций на
внелегальные политические отношения потребовало от граждан новых усилий: кроме
многочисленных выборов, предписанных законом, которых было совершенно
достаточно, чтобы сбить с толку граждан, появились выборы для намечения
уполномоченных партии; кроме наблюдения за действиями конституционных представителей
народа избиратели должны были еще обсуждать действия большого числа партийных
представителей. Граждане не могли справиться с этой задачей, и слишком
натянутая пружина выборного управления еще больше ослабла, вновь и еще более
убедительно доказывая, что значение выборного принципа ограничено. [...] [...]
Ассоциация, положенная в основу системы партий, не имела также определенных
границ, она являлась как бы «интегральной» ассоциацией, похожей на ту, при
посредстве которой некоторые социальные реформаторы пытались и теперь еще
пытаются организовать экономическую жизнь с целью
уничтожения нищеты. Я не буду здесь спорить о том, возможна ли универсальная
ассоциация, в которую человек войдет со всей своей экономической
индивидуальностью для того, чтобы осуществить цели своего материального существования;
но в политической жизни, основанной на свободе, аналогичная ассоциация не
сможет функционировать с пользой. Ассоциация с целью политических действий,
которые являются комбинацией усилий, преследующих материальную цель,
предполагает всегда наличие добровольного и сознательного сотрудничества ее
членов. [...] IV Демократизированная лишь с виду, партийная система свела политические отношения к чисто внешнему единообразию. Этот формализм дал возможность усилиться слабостям, присущим демократическому управлению, и уменьшил его силу. Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ
СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДВИЖКНИЯ 529 Первым признаком
демократического управления является участие в нем большой массы граждан.
Однако большая масса, естественно, пассивна. [...] Общественное сознание должно быть
деятельным, т.е. воинствующим: гражданин должен быть всегда на страже, со
взглядом, устремленным на общественное дело, и готовым отдать ему без всякой
заинтересованности свое время и свои усилия. [...] Можно было бы даже
сказать, что из всех недеспотических режимов демократический режим менее всего
способен к пробуждению народного сознания в условиях современной цивилизации.
Последняя, все более и более усложняя жизнь, сделала частные интересы, заботы и
развлечения как материального, так и нематериального порядка более
многочисленными и напряженными. Точно так же и гражданин, который является
прежде всего человеком, естественно побуждается своим эгоистическим инстинктом
приносить в жертву поглощающим его заботам о своем собственном существовании и
другим личным потребностям интересы государства, которые представляются ему
более отдаленными и менее необходимыми, если только вообще эти заботы не
являются для него совершенно безразличными. [...] |
Реклама: |