|
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. Статья 27 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является. Статья 28 Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены. Статья 29 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 526
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций. Статья 30 Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации. Печатается по: Всеобщая
декларация прав человека //
Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 134—142. Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ М.Я. ОСТРОГОРСКИЙ Демократия и политические партии К н и г а ш е с т а я
ЗАКЛЮЧЕНИЕ П [...] Партия по своей природе является свободным объединением граждан, которое, как и всякое другое объединение, не поддается внешнему воздействию, поскольку оно противоречит общему закону. Госу- Глава
11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ,
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОВЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ 527 дарство, уважающее основные права граждан, игнорирует
партии как таковые. Оно не имеет права спрашивать у членов какой-либо группировки,
каковы их политические идеи и каково их политическое прошлое. Государство не
имеет права ни штемпелевать политических убеждений, ни устанавливать условий,
при которых этот штемпель может быть наложен. Ни в одной свободной стране не
было попыток подобному вмешательству. Только в России недавно решили установить
«легальные политические партии». [...] III [...] Принципы или программа партии являлась верой, облеченной, подобно церковной вере, санкцией правомерности и иноверия. Присоединение к партии должно было быть полным, нельзя расходиться с партией ни в одном из пунктов ее символа веры, так же как нельзя принимать по выбору отдельные догматы религии. [...] «Соответствие» (conformity) с кредо партии являлось единственным правилом политического поведения; подобно религиозной вере, оно распространяло должную милость на всех настоящих и будущих ее членов. Ни одно действие партии, ни одно преступление, совершенное ею, не могло ни разрушить или подорвать ее действительной благости, ни предать ее противоположной партии: она управлялась теологическим принципом наследственного достоинства или недостоинства. Основываясь на этих
взглядах, столь противоположных современным понятиям, система партий с момента
появления демократии не имела уже рационального оправдания в фактах. [...] Новые проблемы не могли разделять
умы целых поколений и создавать на стороне каждой из борющихся партий такие же
постоянные связи, как раньше. В то же время проблемы сделались бесконечно более
многочисленными и разнородными: эмансипация индивидуума и дифференциация социальных
условий более сложной цивилизации вызвали всюду, в идеях, интересах и
стремлениях, разнообразие в единстве и своего рода беспрерывное движение по
сравнению с застоем былых времен. [...] |
Реклама: |