|
§
274 Так как дух действителен лишь в качестве того, чем он себя знает, и государство в качестве духа народа есть вместе с тем проникающий все его отношения закон, нравы и сознание его индивидов, то государственное устройство определенного народа вообще зависит от характера и развитости его самосознания; в этом заключается его субъективная свобода, а следовательно, и действительность государственного устройства. Глава
10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 455 Примечание. Намерение дать народу a priori пусть даже более или менее разумное по своему содержанию государственное устройство упускает из виду именно тот момент, благодаря которому оно есть нечто большее, чем порождение мысли. Поэтому каждый народ имеет то государственное устройство, которое ему соответствует и подходит. Прибавление. Государство должно в своем устройстве проникать все отношения. Наполеон хотел, например a priori дать испанцам государственное устройство, что достаточно плохо удавалось. Ибо государственный строй не есть нечто созданное: он представляет собой работу многих веков, идею и сознание разумного в той мере, в какой оно развито в данном народе. Поэтому государственное устройство никогда не создается отдельными субъектами. То, что Наполеон дал испанцам, было разумнее того, чем они обладали прежде, и все-таки они отвергли это как нечто им чуждое, потому что они еще не достигли необходимого для этого развития. Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности. У отдельного человека может часто возникнуть потребность в лучшем государственном устройстве и стремление к нему, но проникнутость всей массы подобным представлением — нечто совершенно иное и наступает лишь позже. Сократовский принцип моральности, требования его внутреннего голоса были с необходимостью порождены в его дни, но, для того чтобы они стали всеобщим самосознанием, потребовалось время. § 277 [...]
Государственные функции и власти не могут быть частной собственностью. Прибавление. Деятельность государства связна с индивидами, однако они правомочны вести дела государства не в силу своего природного бытия, а в силу своих объективных качеств. Способность, умение, характер относятся к особенности индивида: он должен получить соответственное воспитание и подготовку к особенному делу. Поэтому должность не может ни продаваться, ни передаваться по наследству. Во Франции парламентские должности некогда покупались, в английской армии офицерские должности в известной степени покупаются и в наше время, но все это находилось или находится в связи со средневековым государственным устройством, которое теперь постепенно исчезает. 456 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ § 279 [...]
В Новейшее время о народном суверенитете обычно стали говорить как о противоположном существующему в монархе суверенитете, — в таком
противопоставлении представление о народном суверенитете принадлежит к разряду
тех путаных мыслей, в основе которых лежит пустое
представление о народе. Народ, взятый без своего монарха и необходимо и непосредственно
связанного именно с ним расчленения
целого, есть бесформенная масса, которая уже не есть государство и не обладает
больше ни одним из определений, наличных только
в сформированной внутри себя целом, не
обладает суверенитетом, правительством, судами, начальством, сословиями и чем
бы то ни было. В силу того что в народе выступают такие относящиеся к организации
государственной жизни моменты, он перестает быть той неопределенной
абстракцией, которую только в общем представлении называют народом. [...] § 290 Прибавление.
Главный пункт, имеющий основное значение для правительственной власти, — это разделение функций; правительственная
власть связана с переходом всеобщего в особенное и единичное, и ее функции
должны быть разделены по отдельным отраслям. Трудность заключается в том,
чтобы они наверху и внизу вновь соединялись. Ибо, например, полицейская и
судебная власти, правда, расходятся, но в какой-то функции они снова сходятся.
Выход, к которому здесь прибегают, часто состоит в том, что государственный
канцлер, премьер-министр, совет министров назначаются, чтобы таким образом
упростить высшее руководство. Но это может привести к тому, что все вновь
будет исходить сверху, от министерской власти, и дела будут, как выражаются,
централизованы. С этим связаны величайшая легкость, быстрота, эффективность
всего того, что должно совершаться во всеобщих интересах государства. [...] |
Реклама: |