|
Глава
10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
453 § 272 Государственное
устройство разумно, поскольку государство различает и
определяет внутри себя свою деятельность в соответствии с природой
понятия, причем так, что каждая из этих властей есть сама в себе тотальность
посредством того, что она действенно имеет и одержит в себе другие моменты; и
так как они выражают различие понятия, они всецело остаются в его идеальности и
составляют лишь одно индивидуальное целое. [...] Принцип разделения
властей и содержит существенный момент различия, реальной
разумности; однако в понимании абстрактного рассудка в нем заключается частью
ложное определение абсолютной
самостоятельности властей по отношению друг к другу, частью
одностороннее понимание их отношения друг к другу, как негативного, как
взаимного ограничения. При таком воззрении
предполагается враждебность, страх каждой из властей перед тем, что другая
осуществляет против нее как против зла, и вместе с тем определение противодействия
ей и установление посредством такого противовеса всеобщего равновесия, но не
живого единства. Лишь самоопределение
понятия внутри себя, а не какие-либо другие цели и соображения полезности
представляет собой источник абсолютного происхождения различенных властей, и
лишь благодаря ему государственная организация есть внутри себя разумное и
отображение вечного разума.
[...] Власти в государстве должны, в самом деле, быть различены, но каждая должна в самой себе образовать целое и содержать в себе другие моменты. Говоря о различенной деятельности властей, не следует впадать в чудовищную ошибку, понимать это в том смысле, будто каждая власть должна пребывать для себя абстрактно, так как власти должны быть различены только как моменты понятия. Если же, напротив, различия пребывают абстрактно для себя, то совершенно ясно, что две самостоятельности не могут составить единство, но должны породить борьбу, посредством которой будет либо расшатано целое, либо единство будет вновь восстановлено силой. Так, в период французской революции то законодательная власть поглощала так называемую исполнительную власть, то исполнительная — законодательную власть, и нелепо предъявлять здесь моральное требование гармонии, ибо если мы отнесем все к сердечным побуждениям, то, безусловно, избавим себя от всякого труда; но хотя нравственное чувство и необходимо, оно не может само по себе определять государственные власти. Следовательно, все дело в том, чтобы определения властей, будучи в себе
целым, в существовании все вместе составляли понятие в его целостности. Если обычно говорят о трех властях, о законодательной, исполнительной и судебной, то первая соответствует всеобщности, вторая — особенности, но судебная власть не есть третий момент понятия, ибо ее единичность лежит вне указанных сфер. § 273 Политическое государство распадается, следовательно, на следующие субстанциальные различия: a) на власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть; b) на власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее — правительственную власть, c) на власть
субъективности как последнего волевого решения, власть
государя, в которой различенные власти объединены в индивидуальное единство и
которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии. [...] [...]
Монарх — один;
в правительственной власти выступает несколько
человек, а в законодательной власти —
вообще множество. Но подобные чисто
количественные различия, как было уже сказано, лишь поверхностны и не сообщают
понятия предмета. Неуместны также, как это делается в новейшее время,
бесконечные разглагольствования о наличии демократического и
аристократического элементов в монархии, ибо
определения, которые при этом имеются в виду, именно потому, что они имеют
место в монархии, уже не представляют собой
что-либо демократическое или аристократическое. Существуют такие представления
о государственном устройстве, в которых высшим считается лишь абстракция правящего и приказывающего государства и
остается нерешенным, даже считается безразличным, стоит ли во главе такого
государства один, несколько или все. [...] |
Реклама: |