|
Наконец, те же требования
известной высоты нравственного сознания народа вытекают и из свойственного
демократии стремления к равенству. Подобно страсти к свободе и страсть к
равенству, если она Приобретает характер слепого стихийного движения,
превращается в «фурию разрушения». Только подчиняя себя высшим началам, и равенство,
и свобода становятся созидательными и плодотворными основами общего развития. [...] Ступень отдаленности
современных демократий от демократического идеала познается в особенности в
одном очень существенном пункте, а именно в вопросе о фактическом осуществлении
народовластия. Руссо, конечно, был прав, когда с
понятием истинной демократии он соединял живое и непосредственное участие всего
народа не только в законодательстве, но и в управлении, когда он утверждал, что
система представительства есть отступление от народовластия в строгом смысле
этого слова. Но в то же время он прекрасно понимал, насколько трудно провести в
жизнь подлинную демократическую идею; ибо, как говорил он, «противно
естественному порядку, чтобы большинство управляло, а меньшинство было управляемо».
И действительно, в демократиях с естественной необходимостью над общей массой
народа всегда выдвигаются немногие, руководящее меньшинство, вожди, направляющие
общую политическую жизнь. Это давно замеченное и притом совершенно естественное
явление, что демократия практически всегда переходит в олигархию, в правление
немногих. [...] Мы не будем здесь говорить о тех демократиях, которые, присваивая себе иногда это наименование, по существу являются самыми настоящими олигархиями. Таковы латинские республики Центральной Америки, политическая история которых сводится к постоянному круговороту революционных изменений, где одна олигархия силой сменяет другую. Конечно, утверждение, что чистый принцип демократии никогда не может быть осуществлен, должно быть ослаблено замечанием, что и другие государственные формы никогда не осуществляются в чистом виде. Когда сейчас сторонники демократии разбирают ее недостатки, 374
Раздел III. МЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ они указывают, что эти же или какие-нибудь другие недостатки свойственны
и другим формам. [...] Но этого мало.
Современная наука должна признать и еще одно существенное положение, на
котором мы должны теперь остановиться. И там, где демократии существуют уже
десятки лет, где они проявили способность противостоять величайшим опасностям и
обнаружили удивительную доблесть граждан, как это было во времена недавней мировой
войны, они переживают сейчас какое-то внутреннее недомогание, испытывают
какой-то серьезный кризис.
[...] Эти заключения чрезвычайно знаменательны. В противоположность политическому оптимизму недавнего прошлого, когда казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит только достигнуть ее, и все остальное приложится, теперь приходится признать, что демократия, вообще говоря, есть не путь, а только распутье, не достигнутая цель, а проходной пункт. От правых и левых, от крайних и умеренных, как это имеет место особенно во Франции, мы нередко слышим: нет, это не то, не то. Более спокойные англичане, согласно темпераменту своей расы, не отказываются так легко от старых симпатий, они скорее присматриваются и вдумываются, чем исходят в страстной критике и ожесточенных нападках. Но взвешивая условия, к которым привела демократия, и они говорят: это распутье, это опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками. Они надеются, что прямой путь еще не утерян; но в то же время они видят, что уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны. Я думаю, что в этом
ощущении и сознании положения, к которому привела современная демократия, как
распутья, заключается весьма глубокая интуиция, весьма тонкое восприятие самого
существа демократии. Поскольку демократия есть система свободы, есть система
политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который все
готов допустить —
всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не
нарушало начала свободы, — она и
есть всегда распутье; ни один путь тут не заказан, ни дно направление тут не
запрещено. [...] |
Реклама: |