|
Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которых она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся ее ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом ее природа, ее преимущество. Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ
375 Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить
лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остается потребность продолжать
любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким
устройством государства их нельзя удовлетворить. [...] В свое время Маркс подал пример решительного отрицания идеи свободного
государства и осмеял верование «вульгарной демократии», которая видит в
демократической республике тысячелетнее царствие и не имеет никакого
предчувствия о том, что именно в этой последней государственной форме
классовая борьба будет окончательно разыграна. Он отвергал демократию во имя
нового порядка, освобожденного от колебаний свободы и поставленного на почву
норм твердых и непререкаемых, связей безусловных и всеобщих. Тут очевидно
движение от демократического распутья, отдуха критики и терпимости, от широты
и неопределенности релятивизма к твердому пути социализма, к суровой догме, к
абсолютизму рациональной экономической организации. Исход из иных мотивов, но с
точки зрения формальной, в том же направлении движется и консервативная мысль,
которая также требует большей определенности и авторитетности, большей
твердости и святости государственного порядка. [...] Надо ли прибавлять, что и анархизм, хотя он критикует демократию с точки зрения ее же собственного принципа свободы, но доведенного до конца, до последнего предела и связанного с идеей беспощадной социальной революции, также ищет большей определенности, большей последовательности. Для него демократия плоха тем, что это все еще государство, что движение свободы останавливается здесь на половине пути, между тем как ему нужна свобода полная и безграничная. [...] Но если дать себе отчета основных принципах демократии и социализма, то необходимо прийти к заключению, что речь идет тут о двух совершенно различных системах мысли и жизни, сближающихся лишь в некоторых внешних признаках и резко расходящихся в их внутреннем существе. Демократия, которая последовательно вступила бы на путь социализма и решила бы заменить политическую централизацию экономической, должна была бы отказаться от некоторых самых существенных начал и учреждений. И прежде всего она перестала бы быть системой свободы и, вместе с новой сущностью, должна была бы усвоить и новое наименование... Печатается по: Новгородцев П.И. Соч. М., 1995. С. 388—404. 376 Раздел Ш. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ Й. ШУМПЕТЕР Капитализм, социализм и демократия Думаю, что большинство изучающих политику к настоящему времени уже согласились с критикой классической доктрины демократии. [...] Я думаю также, что большинство из них согласны или вскоре согласятся принять иную теорию, которая гораздо более правдоподобна и в то же время включает в себя очень многое из того, что приверженцы демократического метода в действительности имеют в виду под этим термином. Как и классической теории, ей можно дать краткое определение. Будем помнить, что основной проблемой классической теории было утверждение, что у «народа» есть определенное и рациональное мнение по каждому отдельному вопросу и что мнение это реализуется в условиях демократии путем выбора «представителей», которые следят за тем, чтобы это мнение последовательно претворялось в жизнь. Таким образом, выбор представителей вторичен по отношению к первичной цели демократического устройства, а именно: наделить избирателей властью принимать политические решения. Предположим, мы поменяем роли этих двух элементов и сделаем решение проблем избирателями вторичным по отношению к избранию тех, кто будет принимать решения. Другими словами, будем считать, что роль народа состоит в создании правительства или посреднического органа, который в свою очередь формирует национальный исполнительный орган или правительство. Итак, определим: демократический метод — это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. |
Реклама: |