|
Современные теоретики демократии называют ее также свободным правлением, free government. Это показывает, в какой мере понятие свободы неразрывно сочетается с представлением о демократической форме государства и как бы исчерпывает это понятие. Однако мы упустили бы один из самых существенных признаков демократической идеи, если бы не упомянули о свойственном демократии стремлении к равенству.[...] С точки зрения моральной и политической между равенством и свободой существует наибольшее соотношение. Мы требуем для человека свободы во имя безусловного значения человеческой личности, и, так как в каждом человеке мы должны признать нравственную сущность, мы требуем в отношении ко всем людям равенства. Демократия ставит своей целью осуществить не только свободу, но и равенство; и в этом стремлении ко всеобщему уравнению не менее проявляется сущность демократической идеи, чем в стремлении ко всеобщему освобождению. Идея общей воли народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с этими началами равенства и свободы и не может быть от них отделена. Участие всего народа, во всей совокупности его элементов, в образовании всеобщей воли вытекает столько же из идеи равенства, сколько из идеи свободы. 372
Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ Я исчерпал основные
определения демократии, поскольку они необходимы мне для дальнейшего изложения.
Я хочу пояснить теперь эти определения со стороны отрицательной, показав, чем
не может быть демократия, сколько бы она на это ни притязала. [...] Современная политическая
теория откидывает эти взгляды как наивные и поверхностные и противопоставляет
им целый ряд наблюдений и выводов, снимающих с демократии ореол чудесного,
сверхъестественного и вводящих ее в ряд естественных политических явлений, в
ряд других политических форм. И прежде всего эта теория указывает на
чрезвычайную трудность осуществления демократической идеи и на величайшую
легкость ее искажений. Припомним, что еще такой великий и прославленный
носитель демократической идеи, как Руссо, именно
потому, что он горячо любил демократию истинную, находил, что она может быть
осуществлена лишь при особо счастливых и исключительных условиях. [...] Наивная и незрелая
политическая мысль обыкновенно полагает, что стоит только свергнуть старый
порядок и провозгласить свободу жизни, всеобщее избирательное право и
учредительную власть нарда, и демократия осуществится сама собой. Нередко
думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет
само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом
деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не
демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем
в случае наступления анархии ближайшим этапом политического развития бывают
самые сильные суровые формы демагогического деспотизма. [...] По существу своему, как мы сказали, демократия есть самоуправление народа, но для того, чтобы это самоуправление не было пустой фикцией, надо, чтобы народ выработал свои формы организации. Это должен быть народ, созревший для управления самим собою, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Такая высота политического сознания никогда не дается сразу, она приобретается долгим и суровым опытом жизни. И чем сложнее и выше задачи, которые ставятся пред государством, тем более требуется для этого политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой природы и напряжение всех нравственных сил. Но эти же условия осуществления демократии вытекают и из другого ее определения как системы свободы, как политического релятивизма. Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ
373 Если демократия открывает широкий простор свободной игре сил, проявляющихся в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиняли себя некоторому высшему обязывающему их началу. Свобода, отрицающая начала общей связи и солидарности всех членов общения, приходит к самоуничтожению и к разрушению основ государственной жизни. |
Реклама: |