|
Глава 3. РУССКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX в. 231 Мы тогда стали больше думать о славянском национализме и дома, и за пределами России, когда учреждениями и нравами стали вдруг быстро приближаться ко все-Европе. (Не горько ли это?!) Мы даже на войско надели
тогда французское кепи. Это очень важный символ!
Ибо, имея в духе нашем очень мало наклонности к действительному творчеству, мы
всегда носим в сердце какой-нибудь готовый западный идеал. Прусская каска
Николая I, символ
монархии сословной, нам тогда разонравилась, и безобразное кепи, наряд эгалитарного
кесаризма, нам стала больше по сердцу! Прошу вас, задумайтесь
над этим! Это вовсе не пустяки; это очень важно! [...] Посмотрите: когда нужно было (по решению и мановению невидимой десницы) победить в Крыму Россию, монархию крепко-сословную, дворянскую, консервативную, самодержавную, а в 1859 году Австрию, державу тоже (и даже более, чем Россия) охранительную, — у Наполеона III, у министров и генералов его нашлись и сила, и мудрость, и предусмотрительность — все нашлось! Когда же потребовалось создание весьма либеральной, естественно-конституционной, антипапской и давно уже слабо-аристократической Италии (вдобавок глубоко разъедаемой социализмом), то против Австрии, мешавшей этому, сила нашлась, но против Италии не нашлось мудрости. Старик Тьер, говоривший уже тогда против итальянской эмансипации, был гласом вопиющего в пустыне! Обратите еще внимание и
на то, что случилось вслед за этим с Францией в 1862 и 1863 годах. Взбунтовалась весьма дворянская и весьма
католическая Польша против России, искренно увлеченной в то время
своим разрушительно-эмансипационным процессом. У Франции не нашлось тут уже не
только одной мудрости, но и силы. Она подняла на Западе в пользу реакционного
польского бунта пустую словесную бурю, которая только ожесточила русских и
сделала их строже к полякам; Россия же после этого стала смелее, сильнее, еще и еще либеральнее сама ив тоже время насильственно
демократизировала Польшу и больше прежнего ассимилировала ее. [...] Старайтесь не забывать при этом: что они обе — Польша и Россия — боролись под знаменем национальным. В России давно, давно уже все русское общество не содействовало правительству с таким единодушием и усердием, как во время этого польского мятежа. Русское это общество, движимое тогда оскорбленным национальным, кровным чувством своим, при виде неразумных посягательств поляков 232 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ на малороссийские и белорусские провинции наши, стало
гораздо строже самого правительства и ...послужило, само того не подозревая,
все к тому же и тому же космополитическому
всепретворению! До 1863 года и Польша, и Россия — обе внутренними
порядками своими гораздо менее, были похожи на. современную им Европу, чем они
обе стали после своей борьбы за национальность. [...] [...]
Псевдонациональное или племенное начало [...] привело [Европу. —
Сост.] шаг за шагом к низвержению всех тех устоев, на которых утвердилась и
процветала западная цивилизация. Итак, ясно, что политика
племенная, обыкновенно называемая национальною, есть не что иное, как слепое орудие
все той же всесветной революции, которой и мы, русские, к несчастию, стали
служить с 1861
года. В частности, поэтому и
для нас политика чисто славянская (искренним православным
мистицизмом не исправленная, глубоким отвращением к прозаическим формам современной Европы не ожесточенная) — есть политика революционная,
космополитическая. И если в самом деле у нас есть в истории какое-нибудь
особое, истинно национальное, мало-мальски своеобразное, другими словами — культурное, а не чисто
политическое призвание, то мы впредь должны смотреть на панславизм как на дело
весьма опасное, если не совсем губительное. Истинное (то
есть культурное, обособляющее нас в быте, духе, учреждениях) славянофильство или, точнее, культурофильство
должно отныне стать жестоким противником опрометчивого, чисто политического
панславизма. |
Реклама: |