|
Если славянофилы-культуролюбцы не желают повторять одни только ошибки Хомякова и Данилевского, если они не хотят удовлетворяться одними только эмансипационными заблуждениями своих знаменитых учителей, а намерены, служить их главному, высшему идеалу, то есть национализму настоящему, оригинальному, обособляющему и утверждающему наш дух и бытовые формы наши, то они должны впредь остерегаться слишком быстрого разрешения всеславянского вопроса. Идея православно-культурного русизма действительно оригинальна, высока, строга и государственна. Панславизм же во что бы то. ни стало — это подражание, и больше ничего. Это идеал совре- Глава 3. РУССКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX в. 233 менно-европейский, унитарно-либеральный,
это — стремление
быть как все. Это все та же общеевропейская революция. Нужно теперь не славянолюбие, не славянопотворство, не сла-вяноволие — нужно славяномыслие, славянотворчество, славяноособие — вот что нужно теперь!.. Пора образумиться. Русским в наше время
надо, ввиду всего перечисленного мною прежде, стремиться со страстью к
самобытности духовной, умственной и бытовой...
И тогда и остальные славяне пойдут со временем по нашим стопам. [...] Неужели прав был Прудон,
восклицая: «Революция XIX
века не родилась из недр той или другой политической секты, она есть развитие
какого-нибудь одного отвлеченного принципа, не есть торжество интересов одной
какой-нибудь корпорации или какого-нибудь класса. Революция — это есть неизбежный
синтез всех предыдущих движений в религии, философии, политике, социальной
экономии и т.д. и т.д. Она существует сама собою,
подобно тем элементам, которые в ней сочетались. Она, по правде сказать,
приходит не сверху (т.е. не от разных
правительств), не снизу (т.е. не от народа)...» [...] Неужели же прав Прудон не для одной только Европы, но и для всего человечества? Неужели таково в самом деле попущение Божие и для нашей дорогой России?! Неужели немного позднее других и мы с отчаянием почувствуем, что мчимся бесповоротно и по тому же проклятому пути?! Неужели еще очень далека та точка исторического насыщения равенством и свободой, о которой я упоминал и после которой в обществах, имеющих еще развиваться и жить, должен начаться постепенный поворот к новому расслоению и органической разновидности?.. Если так, то все погибло! Неужели ж нет надежд? Нет, пока есть еще надежда —
надежда именно на Россию, на ее современную реакцию, имеющую
возможность совпасть с благоприятным для религии и культуры разрешением
восточного вопроса. Есть признаки не по ослеплению пристрастия, но «рационально» ободрительные! Но они есть только у нас
одних, а на Западе их нет вовсе! Печатается по: Леонтьев К.
Записки отшельника. М.,1992.
С. 452, 460, 469—476, 496—498, 500—502. 234
Раздел I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ и.А. ильин Кое-что об основных законах
будущей России О
Российском государстве Ст. 1. В порядке Божьего изволения возникшее, Божьим Промыслом в веках ведомое, Российское Государство утверждается как установление по духу своему христианское и национальное, призванное ко хранению и осуществлению закона правды в жизни российских народов. Ст. 2. Российское Государство есть правовое единство, священное, исторически преемственное, властное и действенное. Оно покоится на братском единении русских людей, на их верности Богу, Отечеству, государственной власти и закону. Ст. 3. Российское Государство единое и нераздельно. Оно имеет единый состав граждан, определяемый законом; единую, законом очерченную территорию, единую государственную власть, строение коей устанавливается основным законом, единый свод законов, в который включаются и все местные своды. Всякое произвольное выхождение граждан из состава государства, всякое произвольное расчленение территории, всякое образование самостоятельной или новой государственной власти, всякое произвольное создание новых, основных или обыкновенных законов объявляется заранее недействительным и наказуется по всей строгости уголовного закона как измена или предательство. |
Реклама: |