|
У многих вождей и
участников этих движений
XIX века цели действительно были национальные, обособляющие, иногда
даже культурно-своеобразные, но результат до сих пор был у всех и везде один — космополитический. [...] Все эти нации, все эти
государства, все эти общества (Европы. — Сост.) сделали за эти
30 лет огромные шаги на пути эгалитарного либерализма, демократизации,
равноправности, на пути внутреннего смешения
классов, властей, провинций, обычаев, законов и т.д. И в то же время они все
много «преуспели» на пути большого сходства с другими
государствами и другими обществами. Все общества Запада за эти 30 лет больше стали
похожи друг на друга, чем были прежде. Местами более против прежнего крупная, а местами более против прежнего чистая группировка государственности по племенам и нациям есть поэтому не что иное, как поразительная по силе и ясности своей подготовки к переходу в господство космополитическое, сперва всеевропейское, а потом, быть может, и всемирное! Это ужасно! Но еще
ужаснее, по-моему, то, что у нас в России до сих пор никто этого не видит и не
хочет понять... [...] Все идут к одному — к какому-то
среднеевропейскому типу общества и к господству какого-то среднего человека. И
если не произойдет в XIX веке
где-нибудь и какой-нибудь невообразимый
даже переворот в самих идеях, потребностях, нуждах и вкусах, то и будут так идти, пока не сольются все в одну — всеевропейскую — республиканскую
федерацию. Поэтому ни о Португалии, ни о Голландии, ни о Швейцарии, Дании или Швеции не стоит и распространяться по поводу того широкого и серьезного вопроса, который нас занимает. В культурно-бытовом
отношении во всех этих небольших государственных мирах и без того с каждым
годом остается все меньше и меньше своеобразного и духовно-независимого. А
политическая, внешняя независимость их держится лишь соперничеством или
милостию больших держав.
[...] Если бы случалось всегда так, что плоды политические, социальные и культурные соответствовали бы замыслам руководителей движения или идеалам и сочувствиям руководимых масс, то умственная задача наша была бы гораздо проще и доступнее какому-нибудь реальному и осязательному объяснению. 230
Раздел I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПPOБJIЕMЫ ИСТОРИИ И
ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Но когда мы видим, что
победы и поражения, вооруженные восстания народов и если не всегда
«благодетельные», то несомненно благонамеренные реформы
многих монархов, освобождение и покорение наций, — одним словом, самые противоположные
исторические обстоятельства и события приводят всех к одному результату — к демократизации внутри и
к ассимиляции вовне, то, разумеется, является потребность объяснить
все это более глубокой, высшей и отдаленной (а может быть, и весьма печальной) телеологией. [...] Но оставим пока эти общие
рассуждения. Припомним лучше еще раз ближайшие события европейской истории с
того года (с 59-го), в который Наполеон III вздумал «официально», так сказать, написать на знамени своем
этот самый девиз «политической национальности». Я не боюсь повторений. Раз решившись писать об этом, я боюсь только неясности. Факты же современной истории до такой грубости наглядны, до такой вопиющей скорби поучительны, что они сами говорят за себя, и я не могу насытиться их изложением. В 1859 году Наполеон III сговаривается с Пиемонтом и в союзе с ним побеждает Австрию, которая противится этому национально-патриотическому принципу. Этот приговор истории повторяется с тех пор неизменно: все то, что противится политическому движению племен к освобождению, объединению, усилению их в государственной отдельности и чистоте, — все это побеждено, унижено, ослаблено. И заметьте, все это противящееся (за немногими исключениями, подтверждающими лишь общее правило) носит тот или другой охранительный характер. Побеждена Австрия католическая, монархическая, самодержавная, аристократическая — Австрия, которую недаром же предпочитал даже и Пруссии наш великий охранитель Николай Павлович. Заметьте, что и безучастие России в 1859 году, ее почти что потворство французским победам и ее все возрастающее нерасположение к Австрии доказывает, что в начале 60-х годов и позднее не только в обществе русском, но и в правительственных сферах племенные чувства начинают брать верх над государственными инстинктами. Это одно, по-моему, уже не делает чести племенному чувству, нехорошо рекомендует его. Все то, что начало нравиться в 60-х годах, — подозрительно. Это станет еще понятнее, когда вы вспомните, что пробуждение этого племенного чувства у нас совпадает по времени с весьма искренним и сильным внутреннеуравнительным движением (эмансипации и т.д.). |
Реклама: |