|
В трактате "Век разума" Пейн
противопоставлял силу разума "библейским сказкам о чудесах и
пророчествах". Система иерархических церковных учреждений (церковное
государство) предстает в его изображении таким человеческим изобретением,
которое предназначено для того, чтобы запугивать и порабощать человечество,
монополизировать власть и доходы. Эти положения непримиримого, боевого деизма
оказали влияние на Джефферсона и других представителей просветительского
свободомыслия, а само название трактата стало синонимом целого столетия,
известного также под именем века Просвещения. Пейн предполагал, что под влиянием революций
в Америке и Франции мнения о существующих "системах правительственной
власти" будут изменяться. С этим он связывал и возможность революции в
масштабе Европы. 2. Политические взгляды Т. ДжефферсонаТомас
Джефферсон (1743–1826), подобно многим именитым современникам,
сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и
общественной деятельности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории
и государственному устройству своего родного штата Виргиния ("Заметки о
штате Виргиния", 1785), самое известное его произведение – Декларация
независимости США (1776). По происхождению он сын провинциального плантатора,
успешно одолевший многие ступени политической карьеры от практикующего юриста и
милицейского чиновника графства до губернатора штата, а затем и президента
страны. В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от
радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов. Значительны заслуги Джефферсона в деле
просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об
установлении религиозной свободы (1777), президентом американского философского
общества, опекуном университета, построенного в штате Виргиния по его
собственному архитектурному проекту. Общественное обучение (от начальной школы
до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической
республики, как и естественные права человека или право народа на самоуправление. Уже в первой своей значительной работе
"Общий обзор прав Британской Америки" (1774), опубликованной в виде
анонимной брошюры как обращение к английскому королю, молодой философ и
публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу "права, полученные
по законам природы". Характерно, что обращение к королю за содействием
писалось "языком правды" и было "лишено выражений
раболепия". Существенно также и то, что сам король характеризовался
"не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и
наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной
машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно,
подверженный контролю со стороны народа". В "Заметках о штате Виргиния"
Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не
оставляет надежда на то, что человечество вскоре "научится извлекать
пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на
себя". Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то
же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной,
исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не
испытывают никаких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором
времени "коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим,
охватит правительство и распространится на основную массу нашего народа; когда
правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой.
Человеческая природа одинакова на обоих берегах Атлантического океана и
останется одинаковой под влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время
остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами". |
Реклама: |