|
Томас Пейн (1737–1809)
был уроженцем Англии и в Америку прибыл по совету и рекомендации Франклина. В
период американской войны за независимость он стал популярнейшим публицистом.
Его политико-философский очерк "Права человека" (1791) соперничает по
числу переизданий и переводов на другие языки с поэмой Байрона "Чайлд
Гарольд". Он активно участвовал в политической жизни революционной Франции,
был избран депутатом Конвента. За критику якобинского террора был заключен в
тюрьму, где стал соседом Дантона, но по счастливой случайности избежал гибели
под ножом гильотины. Здесь он написал антицерковный памфлет "Век
разума" (1794– 1795). После падения Робеспьера он был освобожден из тюрьмы
и восстановлен в депутатских правах. По возвращении в Америку был подвергнут
остракизму и гонениям за антирелигиозную критику и умер в забвении. В памфлете "Здравый смысл" (январь
1776 г.) Пейн от имени здравомыслящего американского патриота изобретательно
защищал идеи республиканского самоуправления штатов и смело нападал на явные и
скрытые пороки наследственной монархии и полуреспубликанского парламента
метрополии. Памфлет имел характерный подзаголовок – '"О происхождении и
назначении правительственной власти с краткими замечаниями по поводу английской
конституции". Одна из сквозных мыслей сводилась к тому, что вопрос о
независимости Америки есть всего лишь вопрос целесообразности и экономической
выгоды, а не вопрос для судебного разбирательства. Долгая традиция
злоупотребления властью ставит под сомнение полномочия английского короля и
парламента, и потому те, кто нещадно стеснен вследствие совместных усилий
короля и парламента, имеют бесспорную "привилегию исследовать претензии
того и другого и одновременно отвергнуть узурпацию со стороны короля или
парламента". Дело Америки в значительной мере является делом всего
человечества, утверждал Пейн и заявлял о своем сочувствии тем, кто борется с
врагами естественных прав всего человечества. Пейн одним из первых стал проводить четкое
различие между обществом и государством – по их происхождению, роли и
назначению. "Общество создается нашими потребностями, а правительство –
нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя
наши благие порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки; одно
поощряет сближение, другое поощряет рознь). Далее следовали сентенции,
предвосхищающие некоторые суждения Годвина и Бакунина против государства. "Общество
в любом состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь
необходимое зло, а в худшем случае – зло нестерпимое... Ведь если бы веления
совести были ясны, определенны и беспрекословно исполнялись, то человек не
нуждался бы ни в каком ином законодателе...". В споре о природе власти и прав человека с Э.
Берком, либеральным защитником независимости американских колоний и в то же
самое время консервативным критиком идей и практики французской революции, Пейн
резонно фиксирует внимание на том, что критик смешивает право делегированное с
правом присвоенным. Для Берка государство есть не что иное, как изобретение
человеческой мудрости, а права человека – разумные требования, которые люди
выдвигают при выборе между добром и злом. Пейн, в свою очередь, утверждал, что
зарождение и существование власти строится исключительно на согласии
управляемых. Все формы правления он делит на два вида: выборно-представительное
и наследственное правление. Первое известно под именем республики, второе –
монархии и аристократии. Поскольку правительственная власть требует таланта и
способностей и поскольку таланты и способности не могут переходить по
наследству, то очевидно, заключал Пейн, что наиболее невежественная страна
лучше всего подходит не для республиканского, а для монархического и
аристократического правления. Права человека – это некие свойства
социального бытия человека и одновременно "принцип правительственной
власти". Наличие этих свойств способствует быстрому прогрессу. Права
человека образуют принцип или необходимый атрибут республиканского правления и
в этом своем качестве – атрибут светского правления у всех цивилизованных
наций. Таким было еще одно принципиально важное положение Пейна, изложенное им
в памфлете "Права человека" (1791). |
Реклама: |