|
Регулирование политических отношений
посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется
управлению на основе законов. "Если, – подчеркивал он, – руководить
народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ
будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же
руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала,
народ будет знать стыд и он исправится". В целом добродетель в трактовке Конфуция –
это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила
ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного
отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д.
Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы
социально-политического регулирования того времени, за исключением норм
позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых
явлений. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным
законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на
практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими
наказаниями. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью
значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь
вспомогательную роль. Существенную социально-политическую и
регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип
"исправления имен" (чжэ мин). Цель "исправления
имен" – привести "имена" (т. е. обозначения социальных,
политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в
иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью,
обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому
соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником,
отец – отцом, сын – сыном, простолюдин –-простолюдином, подданный – подданным. Уже вскоре после своего возникновения
конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в
Китае, а во II в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало
играть роль государственной религии. Основатель моизма Мо-цзы
(479–400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и
выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в
основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. В поисках "единого образца
справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного
происхождения государства и управления. В древности, говорил он, не
было управления и наказания, "у каждого было свое понимание
справедливости", между людьми царила вражда. "Беспорядок в
Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса
является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого
добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба...
Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной,
поэтому в Поднебесной воцарился порядок". Эта идея единой для всех справедливости и
единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола
местных властей и сановников, против "больших людей – ванов, гунов",
устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что,
по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противоречит всеобщему соглашению о
верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный
"образец справедливости". Важное место в учении Мо-цзы занимает
требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.
В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма
характерно его проницательное суждение о том, что "бедность – это корень
беспорядков в управлении". Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. "Шан цзюнь
шу" ("Книга правителя области Шан"). Ряд глав трактата написан
самим Гун-сунь Яном (390–338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей
школы "законников" (фацзя) был правителем области Шан во времена
циньского правителя Сяо-гуна (361– 338 гг. до н. э.). |
Реклама: |