|
2. Политико-правовая мысль Древнего КитаяОснователем даосизма,
одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и
общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в.
до н. э.). Его взгляды изложены в произведении "Дао дэ цзин"
("Книга о дао и дэ"). В отличие от традиционно-теологических
толкований дао как проявления "небесной воли" Лао-цзы характеризует
дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную
закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно
олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао
все равны. В такой трактовке дао выступает как естественное право. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Все неестественное (культура,
искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и
т. д.), согласно даосизму, – это отклонение от дао и ложный путь. Влияние
естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и
политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуществляется на путях
такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое
возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества,
государства и законов на основе и с учетом каких-то позитивных требований дао. Фундаментальную роль во всей истории
этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция
(551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге "Лунь юй"
("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На протяжении
многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ
жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали
взрослые в делах семейных и политических. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций
развивал патриархально-патерналистскую концепцию
государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть
императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения
правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе
неравенства людей: "темные люди", "простолюдины",
"низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным
мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию
правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении
государством. Будучи сторонником ненасильственных методов
правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои
взаимоотношения на началах добродетели.
Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований
добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм
нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил:
"Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к
добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру;
мораль низкого человека (подобна), траве. Трава наклоняется туда, куда дует
ветер". Основная добродетель подданных состоит,
согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко
всем "старшим". Политическая этика Конфуция в целом направлена на
достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации
правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на
необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди
населения. "Когда богатства распределяются равномерно, – отмечал он, – то
не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен;
когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности
свержения (правителя)". Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко
оценивал блага гражданского мира. |
Реклама: |