|
Шан Ян выступил с обоснованием управления,
опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в
его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления
(приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной
этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов,
могут "лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны
обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов". Представления легистов о жестоких законах как
основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их
пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти
взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу "кто
кого": "Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда
же власти сильнее своего народа, армия могущественна". В целом вся концепция управления,
предлагаемая Шан Яном, пронизана
враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что
посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких
законов) их можно подчинить желательному порядку". Причем законодатель,
согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но
даже восхваляется за это: "Мудрый творит законы, а глупый ограничен
ими". Существенное значение в деле организации
управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями
придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот
принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых
семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин
(дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой
порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг
за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и
стала существенным составным моментом последующей практики государственного
управления и законодательства в Китае. Легистские воззрения, кроме Шан Яна,
разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын
Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). В рамках легистской доктрины Хань Фэй (III в. до н. э.) выступал за дополнение законов
искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности
одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его
частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: "Эти двое не
совсем тщательно отработали законы и искусство управления". В целом уже ко II в. до н. э. официальная
государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как
легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу,
отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный
идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания
сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в
Китае. Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции1. Общая характеристикаВ истории возникновения и развития
древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются
три периода. Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) связан со временем
возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается
заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера,
Гесиода и особенно – знаменитых "семи мудрецов") и формируется
философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы,
Гераклит). Второй период (V – первая половина IV в. до н. э.) – это время
расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое
выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий
период (вторая половина IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося
упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под
власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения этого периода представлены в
учениях Эпикура, стоиков и Полибия. |
Реклама: |