|
Архиепископ пережил нескольких императоров
(Петра I, Екатерину I, Петра II, Анну Иоанновну), и каждому из них он
произносил и писал панегирики, утверждая их божественный статус и великую
славу. Термин "самодержавие"
Прокопович стал употреблять в смысле неограниченной власти императора. Его
прежнее содержание, означавшее суверенность и независимость государства,
утратилось, и отныне данный термин стал обозначать только верховную,
неограниченную власть. В таком именно значении он употреблялся и употребляется
в XIX и XX вв. 3. Политические взгляды М. М. ЩербатоваКнязь М. М. Щербатов
(1733–1790) родился в Москве, в детстве получил прекрасное домашнее
образование, овладев несколькими европейскими языками. Службу начал в
Санкт-Петербурге в Семеновском полку, в который был записан с раннего детства.
По объявлении Петром III в 1762 г. Манифеста "О даровании вольности и
свободы всему российскому дворянству" вышел в отставку в чине капитана,
увлекся литературой и историей, написал ряд трудов по государствоведению,
законодательству, экономике и нравственной философии. В 1762 г. приступил к
написанию Истории российской и занимался ей в течение всей жизни. В 1767 г.
Щербатов был избран депутатом от ярославского дворянства в Уложенную комиссию,
перед которой Екатерина II поставила задачу пересмотра действующего
законодательства и создания нового свода законов. Для этой Комиссии Щербатов
составил проект Наказа ярославского дворянства и написал замечания на Большой
Наказ Екатерины II. Наиболее крупными его произведениями на
политико-правовые темы были: "О надобности и пользе градских законов"
(1759); "Разные рассуждения о правлении" (1760); "Размышления о
законодательстве вообще" (1785–1789); и "Путешествие в землю Офирскую
шведского дворянина С.", а также "О повреждении нравов" (80-е
гг. XVIII в.). В последние годы своей жизни М. М. Щербатов
пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой
критике абсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всего
екатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений,
повсеместное нарушение законов, взяточничество должностных лиц, продажность
судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов и т. д. М. М. Щербатов не усматривал никаких
положительных изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к
ней определения "просвещенная". "Я охуляю, – писал он, – самый
состав нашего правительства, называя его совершенно самовластным", а
"самовластие не есть род правления, но злоупотребление власти". Такое
правление, по мнению Щербатова, направлено к истощению и разорению России и к
падению нравственности во всем народе. Выход из этого положения он усматривал в
необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах
государственной деятельности. В разрешении вопроса о происхождении
государства М. М. Щербатов придерживался основных принципов
естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства.
В схеме своих рассуждений он исходил из предполагаемого в догосударственном,
естественном состоянии равенства всех людей от природы: все произошли "от
единого нашего праотца Адама и потом от Ноя… и потому все суть братья и все
равно благородны". Но это равенство постепенно разрушалось по причине
различия в силах и способностях людей, ибо, наделяя людей различными
дарованиями и умом, природа сама предусмотрела возможность неравенства. Анализ
исторического опыта человечества приводит Щербатова к мысли о том, что
"равенство состояний было возможно только в диком образе". Постепенно
оно стало разрушаться, и не только благодаря различиям в способностях, но даже
и в связи с возрастным состоянием, ибо природой самой задумана существенная
разница и в жизни разновозрастных групп. Возникшее неравенство вполне
закономерно стало закрепляться в потомствах. |
Реклама: |