|
Происхождение собственности, а затем и
"потомственного благородства" Щербатов, подобно Дж. Локку и многим
другим западноевропейским мыслителям XVII– XVIII вв., ставит в зависимость от
личных качеств человека. Впоследствии именно благодаря таким качествам, как ум,
доблесть, добродетель, сила, трудолюбие, некоторые люди заслужили любовь и
уважение окружающих, в результате они были "почтены" и избраны в
начальники, а их дети стали получать хорошее воспитание и образование и с
детства приучались "владычествовать и управлять равными себе". Договор об образовании государства люди
заключили в целях обеспечения безопасности, и при его заключений они
"уступили часть своей свободы и своих выгод", притом меньшую часть,
иначе они могли бы быть ввергнуты в еще худшее состояние. Таким образом, в
условиях государства у людей сохранились неотчуждаемые свободы. Было бы
неестественно думать, утверждал Щербатов, что "человеческие естества,
одаренные естественной свободой, хотели бы без нужды и непредвиденной себе
пользы свободу свою уступить". При анализе проблем организации
государственной власти Щербатов выделял четыре формы правления: монархию,
аристократию, демократию и деспотию. Однако он полагал, что в "чистом
виде" ни одна из них никогда не существовала, "ибо монарх не может
править без вельмож, вельможи не могут без народа... а народ не может без
начальников сам себя управлять". Форму правления и законы государства Щербатов
ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа,
плодородия почв и численности народонаселения. При анализе форм правления западноевропейских
государств наиболее привлекательной из них ему представлялась английская
конституционная монархия, в качестве достоинств которой он отмечал разделение
властей и определение их компетенции законами. Щербатов критикует деспотическое
правление, которое всегда возникает при сосредоточении абсолютных полномочий у
главы государства. В числе основных отрицательных характеристик этой формы он
называет беззаконие и своеволие правителей и, как следствие этого, формирование
продажного и своекорыстного аппарата управления. Самовластие (тирания)
"есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя
безумных своенравий деспота". В самовластии нет законов, а если и есть, то
они никого не способны защитить; обычно такая форма власти порождает нравственные
пороки: льстивость вельмож, продажность чиновников, развращенность народа и
расстройство всех видов управления страной. На примере анализа царствования
Ивана IV Щербатов, почти дословно следуя за Иваном Тимофеевым, приходит к
выводу, что результатом тирании является общее падение нравов, выразившееся
"в уподлении людей, вкоренении робости, раболепства и страха... Бодрость
духа, любовь к отечеству и верность государю мечом и казнями были стремлены, а
занимал их место страх и трепет... подданные в робости пребывая, ни верности,
ни усердия... не имели. Войска ослабели, лишаясь лучших своих
начальников". Самовластие, по мнению Щербатова, "разрушает силу
государства в самом ее начале". Республиканское правление также не вызывает
симпатий мыслителя, поскольку, по его представлениям, оно всегда чревато
возможностью бунтов и мятежей, ибо наглость и пронырство отдельных лидеров
вообще не имеет пределов и преград. Щербатов полагал, что Сулла, Цезарь и
Август сумели узурпировать власть именно благодаря республиканскому правлению,
предоставившему им возможность постоянно разжигать народные страсти, вызывать
волнения и в таких условиях утверждать свою власть. К тому же в республиках все
стремятся достичь "равенства состояний", а сама "химера
равенства" способна разрушить любое государство. Щербатов рассмотрел
античные (Греция, Рим) и современные (Нидерланды) республики и пришел к выводу,
что результатом такой формы правления обычно являются "несогласия в
народе, наступления на законную власть... возмущения во градах, потеря полезных
поселений и стыдное покорство чужим державам". Таковы результаты
"порочного их установления и необуздания народной власти". |
Реклама: |