|
2. Политические идеи Феофана ПрокоповичаК началу XVIII в. тенденция к превращению
сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике
реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация
государственной власти и система управления подверглись существенным
изменениям: Боярская дума прекратила свое существование и ее заменил
Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, работающие по
Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью
возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод. В городах были
созданы органы городского самоуправления – магистраты. Боярство и дворянство
слились в единое сословие – шляхетство. В 1721 г. "Сенат обще с Синодом"
просили императора, чтобы он "изволил принять по примеру других титло Отца
Отечествия, Императора Всероссийского Петра Великого...". Московское
государство превратилось в Российскую империю. Преобразования Петра I и сам активный процесс
государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях
его современников. Одни из них ставили задачу утверждения в общественном мнении
уже проведенных реформ, другие предусматривали пути возможного дальнейшего
государственного строительства. К числу сторонников реформ и активных
деятелей петровской эпохи относился целый ряд "птенцов гнезда
Петрова", среди которых значительная роль принадлежала архиепископу Феофану Прокоповичу (1681–1736). Феофан Прокопович происходил из украинской
купеческой семьи. В молодости он получил широкое и разностороннее образование:
закончил Киево-Могилянскую духовную академию, затем обучался в учебных
заведениях Польши, Рима и Германии. Вернувшись на родину, он обратился к
преподавательской деятельности и читал в Киево-Могилянской академии курсы
математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики. Феофан Прокопович принял монашеский постриг и
стал видным церковным деятелем: ректором Киево-Могилянской академии, епископом
псковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода. Перу архиепископа принадлежит ряд
произведений, написанных на политические и религиозные темы: "Слово о
власти и чести царской", "Духовный регламент" и др. В своих рассуждениях Прокопович сумел
соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия,
присовокупляя к доводам "от естественных законов и естественного
разума" "непреложное Слово Божье". В истории русской политико-правовой мысли он
первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из
предположения о естественном преддоговорном состоянии, которое он рисовал как
эпоху войн и кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали
людей "в неукротимых зверей". Естественные законы (он понимает их как
требования здравого разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и
привели их к мысли о заключении договора об образовании государства. Эта идея
была реализована людьми в силу их природных склонностей (социальность, разделение
труда) не без содействия бога ("не без смотрения Божьего"). Таким образом, высшая власть в обществе
образовалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался
от своего суверенитета ("не оставляюще себе никакой свободности") и
полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую
форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию,
демократию и "смешанный состав" (смешанную форму). Республики
(аристократия и демократия) не вызывают его одобрения. В аристократиях
своекорыстная борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают
мятежи и смуты. Кроме того, республики пригодны лишь для малого по численности
народа, проживающего на небольшой территории. |
Реклама: |