|
Русские законы Крижанич считает чрезвычайно
жестокими. "Из-за людодерских законов все европейские народы в один голос
называют православное царство тиранским... И кроме того, говорят, что тиранство
здесь наибольшее". Поэтому он всячески намекает на необходимость смягчения
санкций современного ему русского законодательства. Коснулся Крижанич и вопросов, связанных с
организацией правосудия. Интересно отметить, что при изложении этой темы он не
избежал традиционных образцов, прибегнув к противопоставлению отрицательной
практики в русском государстве с положительным примером, якобы существующим
"в турецком царстве". Так, в качестве назидательного примера Крижанич
рассказал, как "вывел" "неправедный" суд турецкий султан
Баязет, у которого было множество мздоимных судей, и он даже намеревался собрать
их всех в одном доме и сжечь, но ему отсоветовали, обратив внимание на ценность
их профессиональной подготовки; тогда султан решил в целях искоренения порочной
судебной практики учредить всем судьям хорошее жалованье и тем положил конец
мздоимству. "И с тех пор суды у турок судят лучше и праведнее, чем
где-либо на свете". Эти рассуждения почти идентичны мыслям И. С.
Пересветова, у которого турецкий султан также "всех судей своих изоброчил
ис казны своим царевым жалованьем для того, чтобы не искушалися неправо
судити". Крижанич предлагает и некоторые меры по
упорядочению судебной системы. Высшей судебной инстанцией должен быть Боярский
суд, которому следует разрешать серьезные уголовные дела, а рассмотрение
гражданских и мелких уголовных дел доверить и какому-либо одному судье "из
числа бояр". Приказные судьи назначаются царем или правительством, а на
местах судебные полномочия вручаются воеводам и городским судьям, выбранным
горожанами. Предложения по судоустройству не носят
конкретного характера, но некоторые представления о необходимости введения
коллегиального состава суда, решающего все дела большинством голосов,
безусловно, являются прогрессивными, как и положения о выборных судах на
местах. В определении курса внешней политики Крижанич
придерживался традиционной для русской политической мысли ориентации. Он
неоднократно настаивал на необходимости установления добрососедских отношений с
окружающими странами. Правитель обязан "сохранять мир с мирными, никого не
обижать, заключать союзы с себе подобными народами". Для государства всегда
"важнее сохранять свое, нежели приобретать чужое". "Всякий
король должен заботиться о мире и покое для своего народа". Крижанич не
исключает возможности ведения справедливых войн в целях защиты независимости
страны, поэтому он считает, что в государстве должно быть большое и сильное
войско с хорошим и "многообразным" оружием. Воины служат за плату и
обеспечиваются государством всем необходимым, а в военачальники назначаются
люди, сведущие в военном деле и начитанные в военной истории. Причем на высшие
военные должности "путь не закрыт" и для простых людей, способных
показать себя достойными такой чести. "Король сделает его сперва
полководцем или воеводой, а затем и боярином...". Крижанич предлагает установить правила
ведения справедливых войн. Войну не следует начинать без достаточных причин и
"без объявления о ее причине через гонца". Ни при каких
обстоятельствах нельзя задерживать или убивать послов. При формировании армии
следует оказывать предпочтение национальному, а не наемному войску. Вся сумма взглядов Крижанича рисует нам образ
человека нового времени. Он живет и работает на рубеже веков, хорошо
представляя себе не только пути, уже пройденные Россией, но и дальнейшие
перспективы ее экономического и политического развития. В его
"проспект-проектах", как отмечал В. О. Ключевский, уже "видны
реформы Петра Великого". |
Реклама: |