|
В обязанности просвещенного монарха вменяется
забота о благополучии страны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии
промыслов и упорядочении торговли. Русское государство "широко и безмерно
велико, однако оно со всех сторон закрыто для торговли". В стране мало
"торжищ", а у торговцев мало привилегий, и они часто терпят убытки,
состязаясь с иностранными купцами. Государству необходимо вмешаться и устранить
эту несправедливость, так как не следует допускать невыгодную торговлю с
другими странами. Например, для России невыгодным является вывоз "сырого
материала". Необходимо научиться самим обрабатывать сырье и "готовые
вещи продавать за рубеж". Некоторые наши товары являются национальным
достоянием: "...мех, лосиные шкуры, икра, мед, лен и т. п. ...их надо так
продавать чужеземцам, чтобы самим не лишиться, .а чтобы было установлено
какое-то определенное количество: сколько и какого товара можно каждый раз разрешить
вывезти из страны...". Государству также следует планировать
распределение ремесел по городам с учетом природных условий: "...близости
леса, льна, шерсти, железа и всяких материалов...". Необходимо проявлять
всемерную заботу об использовании природных богатств. В сельском хозяйстве
"землю использовать так, чтобы ...взять от нее плоды, какие она может
только уродить". Для обеспечения хозяйственного благополучия,
торгово-промышленным сословиям следует предоставить умеренные
"слободины", а для этого городам необходимо дать известную
самостоятельность в управлении своими делами. В них полезно было бы учредить
органы городского самоуправления, состоящие частично из должностных лиц,
назначаемых Приказами, а частично выбранных городским населением. Ремесленникам
следует предоставить право "соединяться в свои дружины", а крестьянам
– обеспечить свободу труда. . Такие "свободы", по мнению
Крижанича, являются также гарантией против превращения монархии в тиранию и
будут удерживать правителя "от худобных похотей". Но главной и основной гарантией против
тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их
исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины
знают свои права и обязанности, то "все подвластные довольны и чужеземцы
хотят прийти в эту страну", а где "законы жестокие, там свои
подданные жаждут перемены правления и часто изменяют если могут... Каковы
законы – таков и порядок вещей в государстве". Грабительские законы всегда
и везде порождают непорядки.
Справедливость у Крижанича тождественна
закону. Здесь он следует Аристотелю и византийским традициям, согласно которым
"закон получил наименование от справедливости". К деятельности
законодателя Крижанич предъявляет серьезные требования. Для составления новых
законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также
изучить законы "долговременных государств" (например, законы Солона,
Ликурга – в древности и современные законы французских королей) и
позаимствовать их опыт. Все чиновники в своей деятельности должны
строго следовать закону, иначе "будь король хоть архангелом, если слуги
его не будут ограничены благими законами... нельзя помешать им чинить
повсеместные и несчетные грабежи, обиды и всякое мародерство". Но он
ставит своего монарха-философа над законом. "Король не подвластен никаким
людским законам и никто не может осудить его или наказать... Две узды связывают
короля и напоминают об его долге: это правда или заповедь Божия (здесь в
значении: "божественный", а не "позитивный" закон. – Н. 3.) и стыд перед людьми". Король сам "живой
закон" и "он не подвержен иным законам, кроме Божественного". И
наконец, прямо и недвусмысленно: "Король выше всех человеческих
законов". |
Реклама: |