|
Примечательно, что при всем своем высоком и
даже божественном статусе царь, по "Законам Ману", должен чтить брахманов,
следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и
"изначальному искусству управления". Главное назначение царя (вместе
с его слугами) – быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им
дхарме. Существенная роль в "Законах Ману"
отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в
своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении
наказание определяет смысл "искусства управления" – данданити, означающего "руководство (во владении)
палкой". "Законы Ману" содержат настоящий панегирик наказанию
как воплощенной дхарме и охранителю всех живых существ, богов и людей:
"Наказание – царь, оно – мужчина, оно – вождь и оно – каратель... Если бы
царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные
изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле... никто не имел бы собственности и
произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир подчиняется (только)
посредством Наказания... Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены,
и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.
Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там
подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает".
Неравенство прав и обязанностей членов
различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах
преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались
брахманы. Используя представления о переселении душ
после смерти, "Законы Ману" наряду со многими земными наказаниями
перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы. С критикой ряда основных положений Вед,
Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил
Сиддхартха, прозванный Буддой
(Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и
нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно
Будде, зависят от собственных усилий людей. С позиций признания нравственно-духовного
равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму
систему варн, так и принцип их неравенства. Заметный отход от идеологии брахманизма в
сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве
наблюдается в трактате "Артхашастра"
(IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья
(Чанакья), влиятельный советник и министр Чандрагупты I. Относя к наукам философию, учение о трех
Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении, трактат
подчеркивает, что философия при помощи логических доказательств исследует
"в учении о трех Ведах – законное и незаконное, в учении о хозяйстве -
пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и неверную
политику". В "Артхашастре", наряду с
традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что "закон основан на
истине", явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям
и административно-властным установлениям. Хотя в "Артхашастре" царю и
рекомендуется отдаться любви, "не нарушая закона и пользы", однако
именно полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы и
ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной,
карающей власти и целям сохранения системы варн. Выделение полезности в качестве
самостоятельного начала, наряду и в общем соответствии с дхармой и
морально-религиозно освященной законностью, означало заметный шаг в
формировании светской доктрины политики и законодательства. Подобное
высвобождение политики из морально-религиозных уз, содержащееся в
"Артхашастре", дало определенные основания для встречающейся в
литературе характеристики ее автора в качестве индийского Макиавелли. |
Реклама: |