|
Мифические представления о земных порядках и
в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали
значительное влияние на последующую политико-правовую мысль– как
непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и
зачаточно-научных концепций политики, государства и права, так и в последующие
периоды развития политических и правовых учений. Помимо всего прочего, это
обусловлено уже тем, что миф как исторически первая, достаточно продуктивная и
весьма долго господствовавшая форма духовного освоения действительности (в том
числе – и политико-правовой) заложил те исходные традиции в понимании и
трактовке всех основных сфер жизни людей, с которыми в дальнейшем не могли не
считаться искусство, религия, философия, наука. Для всех этих новых духовных образований
мифы были компендиумом всего накопленного опыта, основным источником
представлений о прошлом и будущем, арсеналом устоявшихся и привычных средств,
форм и способов познания и объяснения мира, авторитетным сводом правил
поведения. Значительную опосредующую и связующую роль
между мифологическими представлениями и последующими рационалистически
ориентированными политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия. Под заметным влиянием мифологических и
религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль
в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на
протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и
социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в pядe древнеиндийских
памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами
(санскритское слово "веды" означает "ведение",
"знание"). В Ведах говорится о делении общества на четыре варны
(сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа):
"...брахманом! стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшией,
из ног возник шудра". Мировой закон (рта), согласно такой
мифологически-органической концепции, определяет конституцию (строение)
общества, место, роль и положение (в том числе и правовое
положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности
также и членов этих варн. Члены всех раннеиндийских варн в принципе
были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены
были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и
кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие
крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) –
подчиненными.
Брахманизм получает свое дальнейшее развитие
и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах,
возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э. Все варны и их члены должны, согласно Ведам и
Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения.
Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве
предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований
социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных
варн. Идеологией брахманизма пронизаны
многочисленные дхармасутры и дхармашастры
– правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами. Примерно ко II в. до н. э. относится
письменное оформление на основе более древних источников известного
политико-правового памятника – "Законов Ману". В "Законах Ману" воспроизводятся и
защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на
варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию
руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах
установления, толкования и защиты дхармы: "Само рождение брахмана– вечное
воплощение дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы,
занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в
мире, это собственность брахмана вследствие превосходства рождения именно
брахман имеет право на все это". |
Реклама: |