|
Учение Дж. Локка о государстве и праве
явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее
сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения
политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти
достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом
исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали
пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические
запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия – столетия
Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе:
французской и американской. Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения1. ВведениеПросвещение – влиятельное общекультурное
движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой
составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы
вели против феодального строя и его идеологии. Специфику содержания Просвещения более всего
характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал.
Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали
утвердить на земле "царство разума", в котором люди будут
совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного
индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной
жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие "царства
разума" связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских
клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических
установлений, нравов, традиций. Главная ставка делалась на энергичное
распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на
внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении
человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу
политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему
потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и
гражданина. В разных формах, пропорциях, отражая
национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств,
отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии,
Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран.
В XVII–XVIII вв. Просвещение и создаваемая им
в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на
содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя
один из самых значимых для нее духовных факторов. Вот почему при изучении
истории политико-юридической мысли столь необходимо хорошо представлять себе
сущность и облик Просвещения. 2. Политико-правовое учение МонтескьеШарль Луи Монтескье (1689–1755) –
один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и
политический мыслитель. Наряду с юриспруденцией и политикой в поле
его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории,
социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства и
литературы. Развернуто и последовательно гуманистическая и просветительская
позиция Монтескье представлена в трактате "О духе законов" (1748).
Эта книга, сделавшая Монтескье одним из авторитетных классиков во всемирной
истории политической и правовой мысли, была встречена идеологами тогдашнего
абсолютизма и церкви злобной критикой и сразу же внесена в черные списки
"Индекса запрещенных книг". Монтескье достойно встретил атаку реакционных
сил и блестяще ответил им в своей "Защите "О духе законов"
(1750). Главная тема всей политико-правовой теории
Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К
числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые
законы и надлежащая организация государственности. |
Реклама: |