|
Как все иные политические установления, как
само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства.
Дж. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается
исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно
двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось туда,
куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства".
Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать
единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя
"обязательство подчиняться решению большинства и считать его
окончательным". Тем самым Дж. Локк существенно скорректировал под углом
зрения демократизма индивидуалистическое начало, которое присутствовало в его
учении о государстве и праве. В свете такой корректировки было бы, вероятно,
обоснованным квалифицировать это учение как либерально-демократическое. Поддержание режима, свободы, реализация
"главной и великой цели" политического сообщества непременно требуют,
по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко
разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы
(законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей
нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная
власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями
с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Дж. Локк,
однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о
необходимости "уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее
части в разные руки". Имея в виду не допускать узурпации кем-либо
всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического
использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия
"отдельных ее частей". Соответствующие типы публично-властной
деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится
власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти
должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками
законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная)
довольно активное влияние. Вопрос о государственной форме, традиционный
для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж.
Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже
известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически
отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии
склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным
прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после
1688 г. В отношении правителей, которые осуществляют
над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность
– "воззвать к небесам", применить силу "против несправедливой и
незаконной силы". По закону, "изначальному и превосходящему все
людские законы", народ "обладает правом судить о том, имеется ли у
него достаточный повод обратиться к небесам". Суверенитет народа, по Дж.
Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше,
значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа
решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то
вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы,
закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. Тезис о праве
народа на восстание – не случайный в либерально-буржуазной доктрине Дж. Локка.
Провозглашая его, мыслитель как бы реабилитировал уже произведенную
государственным переворотом 1688 г. смену формы правления и прямо предостерегал
королевскую власть на будущее от посягательств на завоевания английской
революции. |
Реклама: |