|
В поисках "духа законов",
т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления
о разумной природе человека, природе вещей и т.д. и стремился постигнуть логику
исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины. Свой подход Монтескье характеризовал
следующим образом: "Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное
разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии.
Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою
подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и
всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более
общего закона". Применительно к человеку законы природы
(естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые "вытекают
единственно из устройства нашего существа". К естественным законам, по
которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие
свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к
отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Монтескье специально отмечал неправоту
Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать
друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив
и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства
настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть
первой во времени идеей человека. Но как только люди соединяются в обществе,
они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними
равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между
народами. "Появление этих двух видов войны, – писал Монтескье, – побуждает
установить законы между людьми". Появляются законы, определяющие отношения
между народами (международное право); законы, определяющие отношения между
правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют
отношения всех граждан между собой (гражданское право). Потребность людей, живущих в обществе, в
общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования
государства: «Общество не может существовать без правительства.
"Соединение всех отдельных сил, – как прекрасно говорит Гравина, –
образует то, что называется политическим состоянием
(государством)"». Такое соединение силы отдельных людей предполагает
наличие уже единства их воли, т. е. гражданское состояние.
Для образования государства (политического состояния) и установления общих
законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в
обществе, которое Монтескье (со ссылкой на Гравину) называет гражданским
состоянием. Положительный (человеческий) закон предполагает
объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость
предшествует положительному закону, а не впервые им создается. "Законам,
созданным людьми, должна была, – подчеркивал Монтескье, – предшествовать возможность справедливых отношений.
Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет
ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того,
как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою". Закон вообще – это, по Монтескье,
человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому "политические и
гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями
приложения этого разума". В процессе реализации такого подхода Монтескье
исследует факторы, образующие в своей совокупности "дух законов", т.
е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость
требований положительного закона. Перечисляя необходимые отношения, порождающие
закон (т. е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье прежде всего
обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать
закон, устанавливаемый для данного народа. |
Реклама: |