|
Государство представляет собой, по Дж. Локку,
совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного
общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты
между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности
(семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем,
что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного
блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования
и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для
исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Строя государство добровольно, прислушиваясь
тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо)
отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О
каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им
естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в
учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом,
свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах.
Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия
государства, преступать которые ему заказано. Государство получает от образовавших его
людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения
главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и
каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы:
жизнь, здоровье, свободу "и владение такими внешними благами, как деньги,
земли, дома, домашняя утварь и т. д.". Все перечисленное Дж. Локк называл
одним словом – собственность. На закон и законность Дж. Локк возлагал очень
большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и
допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения
всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон
в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского
общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул
закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение,
соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой
нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом.
Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и
долговременность действия. Ратуя за режим законности, он настаивал на
следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в
государстве, ему вменяется "управлять согласно установленным постоянным
законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных
указов". Законы тогда способствуют достижению "главной и великой цели"
государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто,
никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж.
Локка определенно предвосхищала идею "правового государства",
обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII–XIX
вв. Высокий престиж закона проистекает из того,
что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы
личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли
других лиц. "Там, где нет законов, там нет и свободы". Функция
индивидуальной свободы не исчерпывается первостатейной ее значимостью для жизни
отдельно взятого человека, ибо она является еще и неотъемлемой частью общего
блага целостного политического организма. Вот почему нельзя достичь блага всех,
если не обеспечить посредством законов свободы каждому. Эти идеи Дж. Локка
поднимали европейскую науку о государстве и праве на новый уровень
политико-юридической культуры, стимулируя разработку одной из центральных проблем
данной науки ("государство–личность") в духе гуманизма. |
Реклама: |