|
При рассмотрении вопроса о пределах полномочий
государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что
высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на
верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с
действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто
теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое
право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая
верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с
законами человеческой природы. "Посему должно допустить, – подчеркивал он,
– что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким
образом, только от его решения, но ни от чьего другого". Спиноза в принципе отвергал право подданных
(по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или
нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов.
Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан
превращается в негодование против властей, "разрушается государство и
прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву
войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными
властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание. Спиноза был защитником свободы совести и
веротерпимости. Спиноза выделяет и освещает три формы
государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию.
Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует.
Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и
порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту,
которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над
народом по праву войны". При своих явных симпатиях к демократическому
государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает
приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем
устройстве), как монархия и аристократия. При освещении проблем межгосударственных
отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся
в естественном состоянии и "два государства – по природе враги".
Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности,
право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными.
"Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира, дабы
по ее окончании не было нужды в применении оружия". В историю политической и правовой мысли
Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических
политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права. Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в.1. Политико-правовое учение ГоббсаТомас Гоббс (1588–1679)
–один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Политико-юридическая
доктрина Т. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: "Философское
начало учения о гражданине" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и гражданского" (1651). В основу своей теории государства и права Т.
Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что
изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных
способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на
все". Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое
жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники,
враги. "Человек человеку – волк". Отсюда фатальная неизбежность в
обществе "войны всех против всех". Иметь "право на все" в
условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это
бедственное положение Т. Гоббс называет "естественным состоянием рода
человеческого". |
Реклама: |