|
Но присущий людям инстинкт самосохранения
сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а
естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный
процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного
разума) суть естественные законы. Главный, самый фундаментальный естественный
закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно
использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них
является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы
мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается
большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на.
некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять
заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь
никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало
справедливости. Кроме указанных трех, есть еще 16
естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем
правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по
отношению к тебе. Государство учреждается людьми для того,
чтобы с его помощью покончить с "войной всех против всех", избавиться
от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти – спутников
"разнузданного состояния безвластия". Путем взаимной договоренности
между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу
(отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой.
Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как
оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица –
суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его
подданным. Таким изображает Т. Гоббс возникновение государства. Заключив однажды общественный договор и
перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить
избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им
запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции и т. п.
Прерогативы же суверена относительно подданных чрезвычайно обширны. Все это
усугубляется еще и тем, что обладатель верховной власти никаким договором со
своим народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Т. Гоббс называет государства, возникающие в
результате добровольного соглашения, основанными на установлении, политическими
государствами (впоследствии термин "политическое государство" получил
широкое хождение в западноевропейских доктринах государства). Государства,
появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным
на приобретении; к ним он особого расположения не выказывает. И в этой
классификации государств также просматривается неприязнь Т. Гоббса к английским
дореволюционным феодально-монархическим порядкам. О каких бы разновидностях и формах
государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна,
т. е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе
представить. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни
гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и
отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры,
назначает всех должностных лиц и т. д. Прерогативы суверена неделимы и не
передаваемы никому. "Делить власть государства – значит разрушать ее, так
как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга". Власть суверена
есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных; причем "все,
что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы
то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в
собственном смысле". Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть
по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить. |
Реклама: |