|
В целом для всего учения Гроция о войне и
мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его
суждения о том, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир
является "конечной целью войны". Учение Гроция о праве войны и мира было
ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на
рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в
отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого
международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно
соблюдаемого суверенными государствами. Огромный вклад Гроция в разработку новой
светской доктрины права международного общения дало основание для именования
его "отцом международного права". Существенное влияние на последующее развитие
политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского
"юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и
внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и
волеустановленных форм права. 2. Политическое и правовое учение СпинозыНовый рационалистический подход к проблемам
общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве
великого голландского философа и политического мыслителя Баруха
(Бенедикта) Спинозы (1632–1677). Его политико-правовые взгляды изложены в
"Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной
геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677). Законы природы он характеризовал как
"решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые
человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем
законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и
могущество действия" самой природы. На таком понимании законов природы строится и
трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек – это частичка
природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все
естественные закономерности и необходимости. "Итак, – писал Спиноза, – под
правом природы, я понимаю законы или
правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому
естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается
.столь далеко, сколь далеко простирается их мощь". Однако в естественном состоянии, где
отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение
ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Но
чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и
вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. "Итак, –
писал Спиноза, – этим способом общество может быть создано без всякого
противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем
всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю
мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное
право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан
повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания". Отличительный признак гражданского состояния
– наличие верховной власти
(imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и
верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по
существу, имеется в виду суверенитет государства. Верховная власть, согласно Спинозе, "не
связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все
"обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она
повелевала исполнять величайшую нелепость". Обосновывая приказной характер отношения
государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных
обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется
приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию
верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему. |
Реклама: |