|
Рассматривая классификацию форм правления,
данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает
царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную
гражданскую общину, демократическую республику и т. д. Форма правления, по его
оценке, не имеет существенного значения: "народ может избрать любой образ
правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения
преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки
зрения осуществления в нем воли людей". Вместе с тем очевидны как его
отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где
отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и
аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он
был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником
правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества,
однако он не отвергал и демократическую форму правления. Не отрицая саму возможность суверенитета
народа (принадлежности ему верховной власти), Гроции вместе с тем приложил
много усилий для опровержения мнения, будто "верховная власть всюду и без
изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей
властью, следует низлагать и карать". Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о
праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам,
действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные
права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с
действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об
учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на
сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении
",отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и
при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих
лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели
многих неповинных. Политико-правовое учение Гроция как во
внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение
правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на
самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее
– свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение
при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его
ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война
хуже незаконного правления".
Обосновывая необходимость правового
оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны
и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно
несовместима с правом. "Невозможно, – подчеркивал он, – не только
согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все
права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну
иначе, так соблюдая границы права и добросовестности". Война как таковая, согласно Гроцию, не
противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником
своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также
божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все
войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе
своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой
причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К
справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для
сохранения целостности государства, защиты имущества. Несправедливые войны (войны захватнические,
войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов)
представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного
права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой
войны, подчеркивал Гроций, "обязаны к возмещению за содеянное их силами
или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и
за ее последствия. |
Реклама: |