|
Из трактовки Гроцием проблем возникновения
внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к
"гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к
правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и
целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины
возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных
законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и
целесообразность – лишь как повод. По существу, такова же и логика происхождения
международного права, которое как форму волеустановленного права Гроции в
работе "О праве войны и мира" (расходясь в этом вопросе с римскими
юристами, многими античными и средневековыми авторами) отличает от права
естественного. Подобно тому, как законы любого государства преследуют его
особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения
между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах
обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества
(государства) в отдельности. Это право и является, по Гроцию, правом народов,
"которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них". Проблема соотношения права и силы – это в
концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в
собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными
формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими
властями и государственными институтами.
И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства
практической реализации требований естественного права во внутригосударственной
жизни и в международном общении. Присущая человеческой природе разумная
общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из
требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права
справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в
государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в
качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, –
подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради
соблюдения права и общей пользы". Такое определение государства, находящееся
под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная
форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и
форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения
государства. Догосударственная стадия жизни людей
характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В целом как
внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная
сторона развития естественного состояния привели к тому, что "люди
объединились в государство", причем "не по божественному повелению,
но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств
против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть". Государство,
следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно
и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества. По своему социальному смыслу государство в
трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как
союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как
"заговор богачей" (Т. Мор) против бедных и слабых. Сущность верховной власти состоит, по Гроцию,
в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и
не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким
образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т.
е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный
союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или
несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. "Народы,
подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, –
это, по оценке Гроция, – не государства сами по себе в современном смысле слова,
но лишь подчиненные члены объемлющего их государства". Суверенитет,
следовательно, составляет отличительный признак государства вообще. |
Реклама: |