|
Для того чтобы придать юриспруденции
"научную форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то,
"что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой
природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает
из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е.
естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности,
установление государства путем договора, волеустановленные формы права –
божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во
времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам,
лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции
следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что
имеет своим источником волю". В соответствии с таким пониманием предмета
юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем
делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право при этом определяется им
как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или
иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной
природе человека – признается либо морально позорным, либо морально
необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания
и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного)
по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или
богом) предписания (дозволения или запрета). Естественное право, согласно Гроцию, – это и
есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том,
чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные
на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в
собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть
справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес
или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому
присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность,
а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению
человека с себе подобными". В соответствии с этой разумной социальной
общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно
общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть "источник
так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от
чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение
извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба,
причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного
наказания". Характеризуя естественное право как право в
собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком
смысле (т. е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете
постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и
естественному праву. "Сказанное нами, – пишет Гроций, – в известной мере
сохраняет силу даже в том случае, если допустить – чего, однако же, нельзя
сделать, не совершая тягчайшего преступления, – что Бога нет или что он не
печется о делах человеческих". На основе своей концепции естественного права
(и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать
такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала
и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным
ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. Возражая против представлений о том, что
справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно
страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в
своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и
внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием
бытия естественного права. "Так как, – писал он, – соблюдение договоров
предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между
людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же
способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого
источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в
какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали
словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки
они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов
сообщества или же те, кому была вручена власть". |
Реклама: |