|
Употребляя излюбленную в русской публицистике
формулу о наказании народа и страны за их же грехи, Тимофеев, главными из них
считал именно "бессловесное молчание".
"За какие грехи, – спрашивает он, – не бессловесного ли ради молчания
наказана земля наша, славе которой многие славные завидовали?... Бог карает
людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства". Тимофеев осуждает соотечественников, которые
переносили злодейства и беззакония "как бы ничего не зная, покрывшись
бессловесным молчанием и как немые смотрели на все случившееся". Произвол властей должен вызывать протест со
стороны подданных, которые через него реализуют свой гражданский долг. Так,
подданные обязаны протестовать против правления царя, охваченного
"презельной яростью" и пламенем гнева, способного убивать неповинных
и разрушать целые города. Недопустимо, чтобы царский престол занимал (даже по
праву наследования) царь, в сердце которого вечно горела бы нетушимая
"язва мести", толкавшая его выступать в отношении своих подданных в
качестве "миро и рабоубителя". Тимофеев обсуждает не только вопрос о необходимости
оказания сопротивления злонамеренной власти, но и формах его организации.
По-видимому, он не отрицает и тайных мероприятий. Так, умысел на действенное
оказание сопротивления царю-злодею, нарушающему законы, он называет
"тайномыслием", а его реализацию предполагает осуществлять через
посредство создания тайных собраний ("таемых вещей совета"). При рассмотрении вопросов права Тимофеев
использует такие понятия, как "естественный закон" и "уставной
закон" (под последним он понимает нормы положительного права). Тимофеев
подчеркивает, что естественные законы (иногда он называет их
"разумными", понимая их как требования здравого разума)
"некасаемы" людьми, поскольку эта категория вечная и неизменная.
Видимо, он, как и Курбский, исходит из представления о незыблемости
естественно-правовых положений, отражающих вечно справедливое и разумное
начало. "Уставные законы", на основании которых организована
общественная жизнь, должны соответствовать естественным. К "уставному
законодательству" Тимофеев относит все действующее законодательство
(начиная с "первых самодержавных царей уставов"). Особенностью его политических взглядов
является не только всесторонняя критика тиранического правления и тех
обстоятельств, благодаря которым оно стало возможным, но и определение сущности
такого правления как беззаконного. Мучительская власть (тираническая), по
определению Тимофеева, это власть, прежде всего, законо-преступная. Юридический
характер такого анализа очевиден. Подобные взгляды получили распространение
приблизительно в этот же период на Западе в так называемых тираноборческих
трактатах. Неизвестно, был ли знаком с ними Тимофеев, но знаменательно, что
идентичные историко-политические условия вызвали появление однотипных по
содержанию идей. Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в.1. Учение Гроция о государстве и правеГуго Гроций (1583–1645) –
выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей
раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного
и международного права Нового времени. Гроций был энциклопедически образованным и
плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории
государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и
канонического права. Его основной труд – это фундаментальное произведение
"О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право
и право народов, а также принципы публичного права" (1625). Обосновывая свой юридический подход, Гроций
подчеркивал, что предмет юриспруденции – это
вопросы права и справедливости, а предмет политической науки
– целесообразность и польза. |
Реклама: |