|
С учетом совмещения в истории политических и
правовых учений теоретического и исторического направлений исследования
освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания
хронологического и проблемно-категориального способов и приемов изложения. Хронологическое освещение при этом
ориентировано на характеристику как "портретов" соответствующих
мыслителей-классиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта и
т. д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и
наиболее значительных и влиятельных школ, течений и направлений
политико-правовой мысли (например, брахманизма, древнекитайских легистов,
софистов, римских юристов, исторической школы права, юридического позитивизма и
т. д.). Это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть
последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех
или иных концепций учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений,
характер их связей с породившей их эпохой и т. д. Вместе с тем такое хронологически
последовательное рассмотрение материала сопровождается теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых
политических и правовых учений, исследованием их концептуального содержания,
выяснением присущих им моментов преемственности и новизны, их
теоретико-познавательной значимости, их вклада в исторически развивающийся
процесс политико-правового познания, их места и роли в истории политических и
правовых учений, аспектов их связи с современностью и т. д. Сочетание хронологического и
проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветить
общее и особенное в различных политико-правовых учениях, проследить роль
традиций и "скачков" в истории идей, соотношение объективного и
субъективного в истории политико-правовых учений, взаимодействие и
взаимовлияние всеобщего (всемирной истории политических и правовых учений),
особенного (истории политико-правовой мысли в соответствующих регионах и
странах в тот или иной
период времени) и единичного (концепции определенного мыслителя и т. д.). Значительную роль при этом играют приемы и
средства историко-сравнительного исследования.
Сопоставительный анализ (в синхронном и диахронном плане) различных концепций,
конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем
содействуем выявлению более точных критериев классификации и типологизации
политико-правовых учений и, следовательно, более верной оценке их содержания. Причем если для уяснения логики и
закономерностей развития всемирной истории политико-правовой
мысли необходимо предварительно располагать достоверной
синтетической картиной истории политико-правовых учений в целом, составными
частями которой являются региональные истории и отдельные учения, то, в свою очередь, адекватная
характеристика и оценка места и значимости этих составных частей возможна лишь
в контексте целого, в рамках всемирной истории политических и правовых, учений. Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока1. Политическая и правовая мысль Древней ИндииПолитические и правовые учения в строгом и
специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого
существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном
плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле
постепенной рационализации первоначальных мифических представлений. В своем возникновении политико-правовая мысль
повсюду у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов,
китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к
мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте
человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые
как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в относительно
самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого
знания и представляли собой составной момент целостного мифологического
мировоззрения. |
Реклама: |