|
Это теоретическое положение позволяет ему в
дальнейшем произвести классификацию властителей на законных и незаконных. К
законным он относит прежде всего наследственных царей, а также царей, избранных
установленным порядком; к незаконным – "захватчиков" и
"самовенечников", которые сами "наскочили на трон". При
этом он везде подчеркивает, что "захватчики" нарушили не только
человеческую, но и божественную волю, поэтому насильственный захват царского
венца никогда не остается безнаказанным. Наилучшей формой государственной власти
Тимофеев считает сословно-представительную монархию. В этом отношении он
продолжает политическую линию, намеченную Максимом Греком, Ф. Карповым, 3.
Отенским, И. Пересветовым и А. Курбским, но у него она получила более
обстоятельную аргументацию. Тимофеев много и упорно думает о роли народа в
ограничении произвола властителя. Употребляемые им термины "народ",
"всенародное множество", "народное голосование", "Вселюдский
собор" свидетельствуют о желании мыслителя утвердить право широкого
сословного представительства. В такой организации власти Тимофеев усматривает
не только определенную степень ограничения произвола верховного властителя, но
и форму выражения народной воли, сплачивающей народ и дающей ему силу
противостоять беззаконию и несправедливости. Отсутствие представительных форм
правления мыслитель воспринимает как свидетельство политической отсталости
страны. "Всенародное" участие в политической жизни государства
обеспечивает согласие народа и способно действенно предотвращать внутренние и
внешние невзгоды. Так, он полагает, что страна избежала бы иноземных вторжений
поляков и шведов в том случае, если бы действовал "Вселюдский собор",
который мог бы своевременно внести изменения в политику государства. Тимофеев подробно осветил тему "плохих
советников" и "злого совета". В своих теоретических схемах он четко
различает такие понятия, как самодержавие и самовластие. Самодержавие
(единодержавие) связывается им скорее с формой государственного устройства, а самовластие трактуется как произвольный незаконный способ
реализации высших властных полномочий и оценивается как тяжкий грех властителя,
законопреступный по своей природе. Причем Тимофеев осуждал как самовластие
царей законных, так и "наскочивших на трон". Особенное внимание Тимофеев уделяет
разоблачению тиранического правления Ивана IV, которое, по его мнению, и
положило начало развитию порочного и пагубного для страны самовластия. В опричных мероприятиях он, современник
событий, видел "замысел презельной ярости против рабов своих", в
результате реализации которого вся страна "зашаталась", а царь так
"возненавидел все города земли своей", что "в гневе своем
разделил единый народ на две половины, сделав как бы двоеверным..., а всякое
царство, разделившееся в себе самом, не может устоять". В этих событиях Тимофеев усматривал
первоначальные причины развернувшейся в конечном итоге смуты, поскольку он
полагал, что в исступлении ума Иван натравливал одну половину населения на
другую, при этом "многих вельмож
своего царства, расположенных к нему, перебил, а других прогнал от себя в
страны иной веры...". Насилие сковало народ, а страх был так велик,
что никто не смел выступить в защиту истины. Люди стали рабски послушными,
"малодушными, на каждый час изменчивыми"; произошел полный переворот
всех нравственных понятий под воздействием страха и насилий: "все честное
всячески переменялось на бесчестное, а бесчестное, наоборот, – как раз в
несвойственную и противоположную ему ризу оделось". Ужас в равной мере овладел
всеми сословиями страны. Тимофеев критикует бояр и высшее духовенство, дворян
("лжевоинов") и своекорыстных купцов за их пренебрежение к
общегосударственному интересу, за их общественно-политическую пассивность,
выразившуюся в овладевшем ими "страшивстве" и "бессловесном
молчании" в ответ на все злодеяния, обрушившиеся на страну.
"Бессловесное молчание" всего народа от мала до велика позволяло
совершаться злодеяниям и в дальнейшем. |
Реклама: |