|
Теория Филофея "Москва – третий
Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась
средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных
живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным
мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на
царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей
официальное признание. 5. Политическая программа И. С. ПересветоваШирокую программу политико-юридических преобразований
предложил в середине XVI в. служилый дворянин Иван
Семенович Пересветов. В своих проектах политических преобразований
он рассмотрел вопросы, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной
власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства,
реализуемого централизованной судебной системой. В области управления
внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы,
ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли. Удивительная
дальновидность его политического мышления заключалась в том, что в своей
теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев
государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего государственного
строительства, предугадав пути его развития. В 1549 г. И. С. Пересветов подал Ивану IV две
челобитные (Малую и Большую) с проектами различных государственных и социальных
преобразований. Свои реформаторские идеи и предложения он изложил в контексте
анализа причин поражения Византии – некогда могущественного и блистательного
государства. При этом ассоциативные параллели с русской действительностью носят
оттенок не только критики, но и заинтересованного предупреждения. В качестве
положительного образца греческому царству противостоит турецкое,
зарекомендовавшее себя многочисленными победами. Метод противопоставления
страны-победительницы поверженной стране позволяет Пересветову дать анализ
причин поражения, т. е. выступить с критикой такого социального и политического
устройства, которое привело страну к гибели, и изложить под видом выяснения
причин победы положительные аспекты, якобы имевшие место в
стране-победительнице и заключавшиеся, по его мнению, в социально-политических
формах и порядках Османской империи. В системе взглядов Пересветова значительное
внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной
власти. Вопрос о форме правления начал обсуждаться в публицистике значительно
ранее выступления Пересветова. Мыслители XV–XVI вв. понимали самодержавие как единство государственной власти, ее
верховенство, но не как неограниченность власти царя, не как самоволие. Один
(единый) – не в смысле модели формы верховной власти, а в значении
единственного властителя, равного которому нет среди других князей в стране по
объему властных полномочий. Показательна в этой связи позиция автора
"Валаамской беседы" – современника И. С. Пересветова. Цари, по его
представлению, для того "в титлах пишутся самодержцы", чтобы
"Богом данное царство и мир (здесь в смысле страну, народ. – Н. 3.) воздержати": Единодержавие как наилучшая форма
государственной власти и государственного устройства не подвергалась сомнению.
На этой базе мыслители моделировали свои идеальные схемы организации власти,
которые традиционно представлялись им в виде ограниченного (а не абсолютного)
самодержавия. Более того, "самоволие" или ''самовластие" жестоко
осуждалось. Этими терминами в литературе XV–XVII вв. обычно обозначались
незаконные способы осуществления власти в государстве в противовес самодержавию,
основанному на законе и организованному таким образом, при котором верховная
власть управляет страной не единолично, а вкупе со "своими с князи и с
бояры и протчими миряны" (Валаамская беседа). |
Реклама: |