|
Высокое представление о царской власти
подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных.
По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его "творити и
заповеди хранити во всем", а если и придется кому-либо понапрасну терпеть
"царское великое наказание", то возможно выразить свою печаль только
"горьким стенанием и истинным покаянием". В обязанности государя
вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная
власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права
"говорить правду" лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его
предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти.
Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и
подданные его жили по законам. В своих Посланиях Филофей поднялся до
понимания исторических перспектив политического развития России, видел и
понимал значение объединительной политики и ее ближайших и отдаленных
последствий. Анализ современных мыслителю исторических событий, определивших
судьбу его родины в острополитической ситуации конца XV – начала XVI в.,
приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия
стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться
религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия. Только верное
православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент,
считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия: ныне "вся
христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во
едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних
пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не
быти". Сохранившая верность православию, Россия
непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и
возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом
поприще. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и
особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим
государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране,
возглавляемой великим русским князем. Развитая Филофеем в политическую теорию
формула "третьего Рима" была не нова для литературы XV–XVI столетий.
Сказания о наследовании той или иной страной религиозно-политического величия
были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям
политико-правовой жизни русского общества. Некоторые исследователи усматривали в идее
провиденциализма элементы агрессии, выражение желания распространения влияния
России, в той или иной форме, на другие страны. Подобное толкование доктрины
Филофея неоправданно. Несомненно, православие представлялось мыслителю
единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а
государству – к процветанию. Именно поэтому он прочно связывает с ним судьбу
России, чем и объясняется призыв ко всем христианам видеть в лице Москвы оплот
православия, а следовательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Но в
доктрине отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их присоединения к
Московскому государству. Нет в ней и речи о том, чтобы отдельные лица, не
исповедующие православие, перешли бы в эту религиозную конфессию. Современники так и восприняли теорию
псковского старца. Никогда она не служила – ни во время жизни мыслителя, ни
впоследствии – оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Политическая программа Филофея не
исчерпывается только вопросами, касающимися организации и деятельности
общерусской государственной структуры под главенством единого великого князя (а
затем и царя). Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического
воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней
свободы православного христианина в государстве. Резко и категорически он
выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований.
Видимый мир, по мнению Филофея, не только не следует преобразовывать, но грешно
даже изучать. "Несовершенным (т. е. людям. – Н. 3.) Апостол выше силы не
велел пытати". Здесь Филофей не признает никаких земных авторитетов. Наука
– запретный плод не только для простецов, но и для царей, и святителей, и всех
вельмож, и прочих всех людей, ибо это опасное и вредное занятие. Всю
дохристианскую культуру автор Посланий отрицает. Своим согражданам он советует
от ученых "бегати, яко кто бежит от змия", объявляя единственным
источником всех знаний только "слово Бога". |
Реклама: |