|
Политическая программа Мономаха
сформулирована в его сочинениях: "Поучение детям", "Послание
Олегу Черниговскому" и "Отрывок", в которых затронут большой
круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и
государства, принципы отправления правосудия в стране. Политическое содержание его взглядов наиболее
отчетливо представлено в "Поучении", где ведущее место занимает
проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим
великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в
стране "беззакония" и "неправды", правосудие вершить
"по правде". Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю
самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее
беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.).
Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни:
"Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его". Даже
если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти ("аще будет
повинен смерти"), все равно "не погубляйте никоторая же
хрестьяны". Призыв не "мстить" рассматривается в
"Поучении" не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских
отношений. Мономах разрабатывает поставленную еще
Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он
говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и
необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать
предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн,
поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить
усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать
"добром" в том случае, если недовольные князья напишут
"грамоту" со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны
("мужами крови"), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна
быть определяющим мотивом в политике. При решении вопроса о взаимоотношениях
светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно
подчиненное место. Он "чтил чернеческий и поповский чин", но тем не
менее отдавал предпочтение мирским людям, которые "малым добрым
делом" стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые
терпят "одиночество, чернечество и голод" в поисках личного спасения. С начавшимся вскоре после смерти Мономаха
(1125) и его сына Мстислава (1132) процессом феодальной раздробленности
общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших
традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской
земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение
единого русского государства на отдельные государства-княжества. 3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей)Куликовская битва (1380), а затем Великое
противостояние на Угре (1480) стали решающими событиями в обретении статуса
суверенности Московским государством. В период великих княжений Ивана III
(1462–1505) и Василия III (1505–1533) произошло преодоление феодальной
раздробленности и объединение земель вокруг Московского княжества. Великий
князь московский стал верховным правителем, полномочиям которого не было равных
на всей русской земле. Брак Ивана III с византийской Царевной Софьей-Зоей
Палеолог принес Руси герб Восточной Римской империи (Византии) – двуглавого
орла. Падение Константинополя в 1453 г. под ударами
Османской империи привело к тому, что Москва стала единственным оплотом
православия, преемницей древнего Царьграда. Основными темами публицистических споров
эпохи образования единого суверенного государства и формирования
сословно-представительной монархии как формы правления были проблемы,
касающиеся происхождения русского государства, родословия его князей, формы
организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношений церкви и
государства, а также группа вопросов, связанных с отправлением правосудия в
стране. |
Реклама: |