|
С конца XV в. острую полемику стали вызывать
экономическое положение церкви и ее владельческие права, в особенности право
владеть населенными землями и использовать подневольный труд живущих на ней
крестьян. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в
политическую жизнь страны. Направление политической мысли, выступившее с
предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от
нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность
вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства,
получило название "нестяжательство".
Напротив, приверженцы сохранения существующих форм церковной организации и ее
экономического статуса стали называться стяжателями. Представители обоих этих направлений мысли
принадлежали к внутрицерковным кругам и ставили перед собой задачу улучшения
работы всей церковной организации, но по-разному представляли себе идеалы
монашеского служения и статус монастыря. Основателем доктрины нестяжания принято
считать старца Нила Сорского (1433–1508).
Концепция Нила Сорского во многом совпадает с положениями школы естественного
права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей
"от века" страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие,
которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней
среды ("отвне естества"); задача православного христианина состоит в
его преодолении. Идеалом монашеского служения у Нила является скитничество. Учение Нила было развито его учеником и
последователем Вассианом Патрикеевым, который
придал ему более яркие социальные и политические аспекты. Он поставил вопрос о
ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и
государства, запрещении преследования за убеждения. Вассиан выступил также с
защитой интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырской земельной
экспансии. Основные положения учения нестяжания наиболее
полно были разработаны Максимом Греком
(ум. 1556), подлинное имя которого Михаил Триволис. В 1515 г. великий князь
московский Василий III обратился к афонским старцам, известным своей
образованностью, с просьбой об отправлении .в Россию книжного переводчика для
исправления Богослужебных книг. Во исполнение этой просьбы ровно через три года
"...придоша старцы от Святые горы Афонские" в Москву. Среди них был и
Максим. Старец Максим поселился на Москве в Чудовом монастыре, где вокруг него
довольно скоро сложился кружок образованных людей. Его интересовали проблемы,
связанные с происхождением и сущностью верховной власти, формами ее организации
и способами осуществления. Большое внимание он уделил вопросам законности в
действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса
внешней политики, проблемам войны и мира.
Крайние выводы из нестяжательской доктрины
были сделаны Феодосием Косым. Следует отметить,
что если Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и Максим Грек оставались
внутрицерковными мыслителями и при всей критичности своих позиций они хотели
добиться улучшения деятельности церковной организации, особенно в монашеском ее
звене, то Феодосий Косой порывает не только с церковью, но и выступает с
критикой ряда догматов вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику.
Таким образом, его доктрина формулирует еретические положения, а сам он
выступает в роли ересиарха. Социальное освобождение человека он связывал с
полным уничтожением форм подчинения и церкви и государству: "не подобает
христианам властем быти". Его идеалом является община, основанная на общей
собственности, в которой вс2е члены одинаково равны и называются чадами и
духовными братьями. Причем Феодосий не ограничивался мирной проповедью, а
призывал к действенному созданию таких общин, поэтому и был охарактеризован как
"мятежник" и "злой делатель". |
Реклама: Антиплагиат вуз скачать по материалам antiplagiatvuz.ru. |