|
Первый русский политический трактат
"Слово о Законе и Благодати" был написан в XI в. киевским
митрополитом Иларионом. О личности автора и его
деятельности известно из скупой летописной характеристики: "Ларион муж
благ, книжен и постник". Начинает он свое произведение с выяснения
взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно
употребление термина "закон" в теологическом и юридическом значении,
так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в
данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого
нравственного статуса, с постижением Новозаветного учения и воплощением его
требований непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет
согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии
законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно
реализовать (соответственно Истине) свою волю. По мысли Илариона, Закон призван определять
внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще
совершенства, он дан им только "на приуготование Благодати и Истины".
Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать
взаимного истребления, так как сначала, словно "скверный сосуд",
омывается "водой-законом", а затем становится способным вместить уже
"молоко Благодати". Закон и Истина не противопоставляются друг другу
– напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной
последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в
обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого
Благодати как идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства
киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене
Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет). "Слово о Законе и Благодати"
утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивая, что
время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между
эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно
распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола,
возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на
гегемонию во всем христианском мире.
В "Слове..." он стремится показать
международное значение Русского государства как равноправного среди других
западных и восточных стран. Князь Владимир владычествовал не в "худой
земле", а в той, которая "ведома и слышима есть всеми четырьми концы
земли". Иларион характеризует его как "единодержца всей земли",
сумевшего "покорить под ее окружные страны" (в данном Случае – части
русской земли. – Н. 3.). Власть великого князя
крепка и основана на "правде". В Ярославе Иларион видит преемника
великих дел Святослава и Владимира. Источник верховной власти он усматривает в
божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как
"причастник Божественного царства", который обязан перед Богом отвечать
"за труд паствы людий его", обеспечивать мир ("ратные прогони,
мир утверди, страны укороти") и хорошее управление ("глады угобзи...
боляры_ умудри, грады разсели"). Трактат Илариона был высоко оценен
современниками и потомками. Сумма политико-юридических проблем, затронутых в
нем (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности
происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике великого
князя, ответственности за управление страной, мирном курсе внешней политики),
разрабатывалась в русской политической литературе в течение многих веков. 2. Политическая программа Владимира МономахаДальнейшее развитие русская политическая
мысль получает в трудах Владимира Мономаха
(1053–1125). В 1113 г. во время большого Киевского
восстания на киевский стол был приглашен сын великого князя Всеволода и внук
Ярослава Мудрого – Владимир Мономах, который фактически участвовал в управлении
государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на
государственные дела при великом князе Святополке и прославился также военными
походами и победами над половцами. |
Реклама: |