|
Исторический подход выступает при этом в
качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки
политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и
современности. Очевидно, что концепции и конструкции того или иного мыслителя
прошлого (как взятые в их исходном, "нетронутом" виде и
непосредственном отношении к современной ему действительности, так и рассматриваемые
в качестве переработанного элемента в политических и правовых учениях более
позднего времени) в современных условиях играют вовсе не ту роль и имеют не то
значение, которые были им характерны в той, прошлой их
"современности". В новой социально-исторической и политико-правовой
ситуации, в контексте другой действительности они нередко приобретают иное,
новое значение. Отвергая крайности архаизации или
модернизации политико-правовых учений прошлого, исторический подход позволяет
выявить в этих учениях как исторически преходящее, так и пребывающее,
остающееся в истории. Подобно тому как связь политико-правовых идей
и учений с последующей практикой не прямолинейна, не непосредственна, а
опосредована сложной картиной реальных исторических событий, так и момент их
преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний,
приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли. Адекватная трактовка прошлой и современной
роли и значения политико-правовых учений требует различения в структуре
политико-правового знания, представленного в соответствующем учении, его
конкретно-исторической и теоретической сторон. Конкретно-исторический
аспект политико-правового содержания учения показывает, какие именно
исторически определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право,
политику и т. п. развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды
соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов,
какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор
учения в контексте своей эпохи и т.д. Теоретический аспект
отражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологические
моменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретные
политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись,
какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и конструкции
мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими
для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т.п. Внимание к обеим сторонам
(конкретно-исторической и общетеоретической) структуры соответствующего
политико-правового учения – необходимая база для правомерной и корректной его
интерпретации и оценки, выявления логики дальнейшей исторической жизни учения,
его взаимоотношений с другими учениями, процессов их интеграции и
дифференциации, моментов борьбы, преемственности и новизны в их историческом
развитии. Единство и взаимосвязь конкретно-исторической и теоретической сторон
политико-правового учения не исключают, а, напротив, предполагают их
относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические категории, идеи,
формулы и построения того или иного автора прошлого "высвобождаются"
из своего конкретно-исторического контекста и входят в
теоретико-методологический арсенал развивающегося человеческого познания. И в
этом увеличении понятийного и категориального аппарата, обогащении
теоретического словаря и методологического арсенала познания политико-правовых
явлений ярко проявляется сложный процесс борьбы и взаимовлияния идей,
наращивания и углубления знания в истории политико-правовых учений,
формирования и обогащения общечеловеческих достижений и ценностей, связи
истории и современности. В контексте такой прогрессирующей кумуляции
знания и развития политико-правовой культуры в сфере мысли и практики шел
процесс формирования в истории политических и правовых учений тех сквозных тем
и проблем (так называемых вечных проблем), в разработку которых различные
мыслители вносили свой вклад, содействуя тем самым их исторической
преемственности и обогащению теоретического смысла соответствующих концепций. В
числе таких проблем можно назвать соотношение морали и политики, права и
государства, личности и государства, реформы и революции, власти и насилия,
справедливости, равенства и права, права и свободы, права и закона и т. д. |
Реклама: |