|
Т. Кампанелла в "Городе Солнца"
выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам
деятельности и "заведующие" каждой из них. Каковы эти виды
деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих,
воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание
граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые
соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три
начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными
лицами. Венчает управленческую пирамиду верховный
правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами,
опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему
принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. В "Городе Солнца", где нет более
частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного
труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами –
специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам
необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и
должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем
ему следует". Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей
материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг
обязанностей должностных лиц "Города Солнца". Они также планомерно
обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа.
Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода
соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в
творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое
вдохновение. В целом в ранних социалистических доктринах
присутствуют два практически несовместимых начала. Верная оценка
интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов,
призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с
установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой
личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых
условий для ее свободного всестороннего развития. Другая типичная для политико-юридических
воззрений социалистов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя
пристальное нужное внимание вопросам законодательства, которое должно
утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности
имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили
вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и
государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это,
кстати говоря, очень характерно и для воззрений последующих поколений
социалистов. Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в.1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати"Генезис русской политической мысли принято
связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI–ХII вв. Древнерусское государство переживало
свой культурный расцвет. Принятие христианства и распространение письменности обусловили
появление разнообразных исторических и правовых произведений самых
разнообразных жанров (хроники, трактаты, правовые сборники и т. д.). Культурным
подъемом отмечено княжение Ярослава Мудрого (1019–1054). Великий киевский князь
любил и ценил книгу ("к книгам прилежа и день и нощь") и
способствовал распространению книжного образования в своей стране ["насеял
книжными словесами сердца верных (православных. – Н. 3.) людей"]. Активная политико-правовая жизнь (вечевые
собрания в городах, принятие правового сборника – Русской Правды,
взаимоотношения с другими странами) способствовала развитию политико-правового
мышления. |
Реклама: |