|
Боден стремится к гармонической
справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что
принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего
в себе принципы равенства и подобия. В данной связи уместно заметить, что в
отличие от Макиавелли, рассматривавшего право преимущественно как средство для
достижения тех или иных государственных целей, у Бодена само право выступает
целью бытия государства. Политико-теоретические взгляды Бодена по
своему интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой
прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени. Наука о
политике, власти, государстве и праве в последующие столетия ушла далеко вперед
от рубежей XVI в. Однако в том, что такое движение состоялось, бесспорно велика
заслуга Бодена, который в контексте того времени убедительно доказывал
необходимость государственного суверенитета и вместе с тем очерчивал пределы
деятельности государственной власти и возвышал достоинство права. 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв.Особый, антибуржуазный смысл разработка
вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного
движения, каким явился социализм. Именно в XVI–XVII вв. он стал занимать
самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского
общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются
в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические
институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности
имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством
между людьми, с прежними тираническими формами правления. Внутри этого движения, выражавшего извечные
устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и
циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические
образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы
защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и
содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и
функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается
и таким принципом признается рациональность, в иных случаях – свобода, в
третьих – равенство и .т. д. В таких проектах преломляется весьма различный
социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования
социалистами системы политико-юридических институтов, пригодной – с их точки
зрения – для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах,
стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных
мыслителей. Наиболее видными писателями социалистического
направления в рассматриваемый период были Томас Мор
(1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639). Т. Mop – автор по-своему эпохального
произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный
"Город Солнца" (1602, первая публикация – 1623 г.). Т. Мор утверждает в "Утопии", что,
пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление
социального организма. Больше того: "Где только есть частная
собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных
дел". Выход у человечества один – "совершенное уничтожение частной
собственности". Общество, согласно Т. Мору, является
результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его
используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных
интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд,
обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые
навязываются народу от имени государства. В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор
рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной
собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого
зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной
собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и
вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья
занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет
производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы
ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане.
Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как
работают утопийцы. |
Реклама: |